www.Onthewing.ru - Вертолеты Ми-1 и Ми-4

Вертолеты Ми-1 и Ми-4

Первые советские вертолеты появились в 30-е годы прошлого века. Местом нахождения стал ЦАГИ – центральный аэрогидродинамический институт.
Исследования по вертолетной тематике начались едва ли не с первых дней существования ЦАГИ. Эти работы велись под руководством одного из первопроходцев вертолетной отрасли – Бориса Юрьева. Именно он еще в 1911 году разработал и запатентовал конструкцию одновинтового геликоптера с хвостовым рулевым винтом. Эта схема стала в мировом вертолетостроении классической.

Одновинтовой геликоптер Бориса Юрьева

В 1925 году экспериментальный отдел ЦАГИ образовал в своем составе вертолетную группу Алексея Черемухина, конструктора, летчика-испытателя винтокрылых машин. Через 5 лет он поднял в воздух первый советский вертолет.
В ходе испытаний первых геликоптеров обнаружились главные недостатки конструкции одновинтовых машин – неустойчивость в полете, большие вибрации. Над их устранением напряженно трудилась группа энтузиастов вертолетного дела, среди которых выделялись и будущие генеральные конструкторы – Николай Камов и Михаил Миль.
К началу 40-х годов советские специалисты добились значительных успехов в конструировании и строительстве автожиров – аппаратов гибридного типа. Они взлетали как вертолеты, а при посадке планировали с помощью верхнего винта, который раскручивался потоком воздуха. От автожира до геликоптера оставался один шаг. Однако Великая Отечественная война нарушила все планы. Фронт нуждался в самолетах. На эксперименты, испытания и производство винтокрылых машин не оставалось средств, времени и специалистов. Михаил Миль занимался разработкой и внедрением устройства для повышения устойчивости и управляемости боевых самолетов. За достижение в этой области он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
Только после окончания войны Михаил Миль смог вернуться к любимому делу. Защитив диссертацию, он получил степень доктора технических наук и трудился в лаборатории опытного отдела ЦАГИ.
Вскоре в Москве начало свою работу опытное конструкторское бюро по геликоптеростроению. Его возглавил Михаил Миль. Первой работой опытного КБ стала машина, которая называлась ГМ-1 (геликоптер Миля первый). Первоначально этот аппарат разрабатывался в качестве связного. Два первых прототипа ждала трагическая судьба. Они были потеряны в летных происшествиях. В первый раз обошлось без человеческих жертв, во второй – погиб летчик-испытатель. Не каждый конструктор способен продолжать работу в таких условиях, Миль продолжал упорно трудиться.

Ми-1

В 1950 году третий прототип успешно прошел государственные испытания. Было принято решение о постройке серии из 15-ти машин. Впервые они были показаны во время воздушного праздника в 1951 году.
Из-за недооценки советскими государственными деятелями того времени роли вертолетов в вооруженных силах и народном хозяйстве внедрение Ми-1 в крупносерийное производство постоянно задерживалось. Ситуация изменилась только после того, когда в 1951 году вертолет увидел рядом со своей дачей Сталин. Тогда же появилась информация об успешном применении американцами в Корее первых винтокрылых машин.
Сталин вызвал в Кремль авиаконструкторов Александра Яковлева, Николая Камова и Михаила Миля, и поставил задачу создать вертолет для переброски десанта. Миль решил делать его на базе Ми-1. Новая машина называлась Ми-4.
Яковлев работал над вертолетом Як-24. Все происходило в рекордно короткие сроки. Лопасти для Ми-4 и Як-24 разработали в КБ Миля. Он распорядился, чтобы для машины Яковлева их сделали в первую очередь. Уже в июне следующего 1952 года новая машина Миля совершила первый полет.