www.Onthewing.ru - Многоцелевой вертолет Ми-8

Многоцелевой вертолет Ми-8

Сложившийся к середине 50-х годов в Советском Союзе остаточный принцип финансирования вертолетостроительной отрасли не позволял рассчитывать на быстрое создание новых машин. Военных и гражданских чиновников вполне устраивали хорошо отработанные в производстве и эксплуатации Ми-1 и Ми-4.

Чтобы получить правительственное задание и финансовую поддержку конструктор Михаил Миль предложил модернизировать Ми-4, снабдив его газотурбинными двигателями. Первым заинтересовалось перспективной машиной министерство гражданской авиации. Вскоре проект поддержало и командование военно-воздушных сил.

Не последнюю роль для получения государственной поддержки для милевской разработки сыграли личные пристрастия Никиты Сергеевича Хрущева. В 1959 году состоялся его официальный визит в США. Президент Соединенных Штатов Дуайт Эзенхауер предоставил в распоряжение советского лидера свой личный вертолет произведенный на фирме Сикорского.

После возвращения в Советский Союз Хрущев пригласил Миля к себе и поручил создать вертолет-салон надежный, безопасный и комфортабельный. К началу лета 1961 года была завершена сборка первого вертолета. Глубокая модернизация привела к рождению принципиально нового аппарата. От Ми-4 на нем остались только несущий и рулевой винты. В конструкции фюзеляжа впервые использовались крупногабаритные дюралюминиевые детали и сварные соединения. Для снижения уровня вибраций был создан новый пятилопастный винт.

Транспортный Ми-8

9 июня 1961 года, всего лишь через две недели после первого полета, Ми-8 участвовал в воздушном параде в Тушино, а затем экспонировался на ВДНХ. В его салоне Никита Сергеевич Хрущев провел заседание политбюро ЦККПСС. Лидер страны предствавил новую винтокрылую машину Миля руководителям правительств дружественных социалистических стран.

Подобные мероприятия помогли усилить государственную поддержку программы замены воздушного извозчика Ми-4. Вскоре летающий правительственный салон Ми-8 приобрел и военное назначение. Его планировалось использовать в качестве десантно-транспортного вертолета.

Во время государственных испытаний Ми-8 продемонстрировал высокие летно-технические характеристики. По сравнению с Ми-4, скорость новой машины была выше в полтора раза, грузоподъемность – в два раза.

В ноябре 1964 года было принято решение о запуске вертолета в серийное производство. В 1968 году завершились испытания установленных на вертолете боевых средств и Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС.

Несмотря на все свои достоинства Ми-8 уступал по высотным характеристикам аналогичным зарубежным машинам. Михаил Миль предложил модернизировать машину, установив новые более мощные двигатели. Предложение было одобрено. Однако несмотря на правительственное постановление модернизация Ми-8 продвигалась медленно. КБ уже занималось конструированием новых вертолетов. Руководство министерства авиапромышленности не хотело нарушать хорошо налаженного производства.

В начале 70-х годов с эксплуатации стали снимать вертолет Ми-4. В Высокогорных районах и странах с жарким климатом Ми-8 заменить его не мог. Пришлось поторопиться – в 1975 году модернизированный вертолет  наконец был построен. Летные испытания показали значительное улучшение летно-технических характеристик. Особенно потолка и скороподъемности вертолета. Увеличилось и количество вооружения, которое вертолет мог взять на борт. Новая модификация получила название Ми-8ТМ и в 1977 году была принята на вооружение. через три года машина успешно прошла сертификацию в Японии. В 1981 году вертолет был впервые продемонстрирован на авиасалоне во французском Ле Бурже.

Вертолет Ми-8ТМ

Проверку своих реальных боевых возможностей Ми-8 прошел в Афганистане. В суровых высокогорных условиях эти неприхотливые и удивительно живучие вертолеты стали рабочими лошадками армии.