www.Onthewing.ru - Советский истребитель МиГ-15

Советский истребитель МиГ-15

Прототип варианта МиГ-15 с усиленной конструкцией и двигателем ВК-1 тягой 2700 кгс выполнил первый полет в 1949 году. Двигатель ВК-1 представлял собой развитие ТРД РД-45Ф. На «СД» обновлен состав бортового оборудования, установлены перископ заднего вида на переплете фонаря кабины и контейнер с тормозным парашютом в хвостовой части фюзеляжа. МиГ-156ис серийно выпускался в 1950-1953 годах и стал самой массовой модификацией МиГ-15. Подобно МиГ-1 5, «бис» по ходу производства совершенствовался. На основе базового варианта фронтового истребителя были разработаны и серийно строились истребитель сопровождения бомбардировщиков с возможностью подвески ПТБ емкостью по 1170 л - МиГ-15Сбис («СД-УПБ»), и тактический разведчик МиГ-1 5Рбис («СР»), оснащенный фотоаппаратурой с вооружением из одной 37-мм и одной 23-мм пушек.

Двухместный учебно-тренировочный УТИ МиГ-15 («СТ») конструктивно отличался от боевого МиГ-15, главным образом, кабиной. Курсант размещался на переднем кресле, инструктор - на заднем. Фонарь передней кабины откидывался вправо, задней - сдвигался назад. Для размещения второго члена экипажа пришлось уменьшить емкость топливного бака. Вооружение *- одна 23-мм пушка НР-23 с боекомплектом 80 снарядов и один 12,7-мм пулемет УБК-Е с боекомплектом 120 патронов. На варианте СТ-2 пушка не ставилась, самолет был оснащен системой ОСП-48. СТ-2 стал основным вариантом спарки и выпускался большой серией на двух заводах. Первый полет прототип спарки выполнил в 1949 году. УТИ МиГ-15 стал «летающей партой» для многих поколений советских летчиков. Эти машины эксплуатировались в учебных авиационных полках ВВС и учебных центрах ДОСААФ, как минимум до конца 1970-х годов.

Так же МиГ-15 использовался как радиоуправляемая мишень. В радиоуправляемые мишени СДК-5 дорабатывались снятые с вооружения истребители МиГ-1 5 и МиГ-15бис.

Беспилотный аппарат СДК-7 предназначался для отработки конструкции и систем управления крылатых ракет КС-10 и КСР-2, которыми позже вооружались бомбардировщики Ту-16.

В строевые части ВВС СССР истребители МиГ-15 начали поступать зимой 1948 - 1949 годов. Уже в первой половине 1950 года несколько эскадрилий МиГ-15 с советскими летчиками перебросили в Китай, где истребители прикрывали Шанхай от налетов авиации Гоминьдана. В тот период МиГи вступали в бой от случая к случаю. Широкомасштабное боевое применение МиГ-15 началось осенью 1950 года в Корее. Война в Корее стала этапной: первой, «погоду» в которой определяли реактивные истребители, и последней, в которой истребители вели классические, визуальные, воздушные бои. Наиболее грозным противником МиГ-15 в Корее являлся американский F-86 Sabre. Истребители были близки по характеристикам. МиГ лучше вел себя на вертикалях, F-86 - на виражах, но МиГ однозначно имел лучшее вооружение. Район боевой работы советских МиГ-15 был ограничен пограничными с Китаем районами Кореи, получившими у американцев прозвище «Аллея МиГов». Авиаполки на МиГ-15 находились в Корее (точнее в Китае, аэродром находился на территории КНР) на ротационной основе. В Корее побывали летчики как ВВС, так и ПВО. Лучшую результативность показали ВВС. О соотношении потерь советской и американской авиации в Корее споры ведутся до сих пор. Объективно, отечественные данные ближе к истине. Так американцы «по горячим следам» объявили о 792 сбитых МиГ-15 (включая китайские), теперь в США говорят лишь о 379 уничтоженных МиГах. Не подвергается сомнению боевой счет лучшего реактивного аса, Героя Советского Союза полковника Е.Г. Пепеляева, - 23 победы в небе Кореи. Уместно заметить, что 324-й дивизией, в которую входил полк Пепеляева, в Корее командовал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. Главной работой истребителей все же является не уничтожение себе подобных, а борьба с бомбардировщиками. МиГи в Корее сделали невозможным использование американцами бомбардировщиков В-29 днем даже под мощнейшим истребительным прикрытием.

Со времен Кореи вплоть до появления Су-27 все отечественные реактивные истребители на Западе называли просто МиГ.

МиГ-15 авиации ПВО сбили несколько американских самолетов-шпионов в районе границ СССР. Успешные перехваты нарушителей воздушного пространства выполняли на МиГ-15 летчики братской Чехословакии. Но имелись и «перелетчики», угонявшие МиГи к вероятному противнику. Первый МиГ-15 США получили в 1953 году, когда северокорейский летчик угнал истребитель в Южную Корею. Польские пилоты минимум дважды перелетали на остров Борнхольм.
В качестве истребителей-бомбардировщиков МиГ-15 использовались в арабо-израильских войнах.

Самым известным летчиком МиГ-15 является старший лейтенант Ю.А. Гагарин. Свою службу будущий первый космонавт начал в 769-м ИАП авиации Северного флота, на вооруженном МиГ-15. В марте 1969 года на УТИ МиГ-15 Гагарин разбился.

МиГ-15 стал одним из самых распространенных истребителей мира. Помимо CCCР МиГ-15 состояли на вооружении в Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Буркина-Фасо, Венгрии, Вьетнаме, Гвинее, Гвинее-Бисау, ГДР, Египте, Индонезии, Ираке, Камбодже, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Ливии, Мадагаскаре, Мали, Марокко, Мозамбике, Монголии, Нигерии, Пакистане, Польше, Румынии, Северном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Танзании, Уганде, Финляндии, Чехословакии, Шри-Ланке, Южном Йемене. Последний МиГ-15 сняла с вооружения в 2005 году Албания.

В настоящее время восстановленные до летного состояния МиГ-15 пользуются большой популярностью у коллекционеров США и Европы. В России, увы, ни одного МиГ-15 в пригодном к полетам состоянии не сохранилось.