www.Onthewing.ru - Советский истребитель МиГ-15

Советский истребитель МиГ-15

На долгие годы истребитель МиГ-15 стал таким же узнаваемым символом советской авиации, каким в 1930-е годы был истребитель И-16.

Разработка первого по настоящему массового отечественного реактивного истребителя началась в ОКБ А.И. Микояна в 1946 году. За основу был взят МиГ-9, но в процессе разработки проект претерпел радикальные изменения. Прорабатывались различные варианты компоновки самолета, включая двухбалочную. Общим для всех проектов являлось использование стреловидного крыла, как обеспечивавшего получение высокой околозвуковой скорости. Конструкторы и ученые ЦАГИ воспользовались и творчески развили результаты, полученные в годы Второй мировой войны германскими исследователями в области стреловидных крыльев и аэродинамики больших скоростей. Разработка фронтового истребителя велась на конкурсной основе, помимо ОКБ А.И. Микояна свои предложения представили ОКБ С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева. Все самолеты разрабатывались под британские двигатели. В 1946 году советской делегации, в состав которой входил А.И. Микоян, удалось договориться о закупке в Великобритании 30 ТРД «Дер-вент V» и 30 почти вдвое более мощных ТРД «Нин». Согласно легенде, купить двигатели помогло мастерство Микояна в игре на бильярде. В определенный момент переговоры зашли в тупик, и А.И. Микоян предложил «сгонять» партию, ставкой в которой были те самые движки. Советский конструктор выиграл, а представитель фирмы «Роллс-Ройс» сдержал слово джентльмена. Красивая легенда, тем не менее купить двигатели у вероятного противника удалось, за что фирма «Роллс-Ройс» и британское правительство в последующие десятилетия подвергались жестокой критике.

Микоян выбрал для своего «изделия» более мощный и тяжелый двигатель «Нин», который считался «бомбардировочным». Лавочкин и Яковлев спроектировали истребители под легкий, но менее мощный «Дервент». К полномасштабной разработке на микояновской фирме приняли проект И-310 («С»).

Опытный И-310

Проектированием руководил заместитель главного конструктора ОКБ А.Г Брунов. Постройка первого прототипа С-01 началась весной 1947 года, однако самолет не достроили. Вооружение на С-01 предполагалось разместить как на МиГ-9М: по бортам носовой части фюзеляжа. Эксплуатация МиГ-9 выявила частые случаи помпажа двигателей при стрельбе из пушек из-за попадания в воздухозаборник пороховых газов. Конструкцию носовой части недостроенного С-01 переделали, разместив три пушки на едином лафете в нижней части фюзеляжа. Первый полет на С-01 летчик-испытатель В.Н. Юганов выполнил 30 декабря 1947 года. В мае 1948-го первый полет выполнил второй прототип С-02.

Третий прототип С-03, ставший фактически эталоном для серийного производства, поднялся в воздух в июле 1948 года. По результатам Государственных испытаний, завершившихся в декабре 1948-го, истребитель рекомендовали к запуску в серийное производство под обозначением МиГ-15.

МиГ-15 запустили в серию параллельно с Ла-15 конструкции С.А. Лавочкина. Самолеты обладали близкими летными характеристиками, но МиГ-15 обладал лучшими летно-посадочными данными. Этот фактор в сочетании с рядом других предопределил судьбу машины. МиГ-15 стал «самолетом-солдатом», а Ла-15 вскоре сняли с производства, хотя летчики, летавшие на этом истребителе, отмечали его лучшую в сравнении с МиГом управляемость.

Одноместный фронтовой истребитель МиГ-15 спроектирован по схеме среднеплана со стреловидным крылом и расположенным на киле стреловидным горизонтальным оперением. Планер изготовлен, главным образом, из алюминиевых сплавов, с широким использованием стали.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, разделен на две части. В передней части находятся отсеки вооружения, бортового оборудования и герметизированная кабина летчика. Кабина летчика закрыта каплеобразным фонарем. В неподвижном козырьке фонаря установлено плоское бронестекло. Подвижная часть фонаря сдвигается назад. На переплете подвижного сегмента, начиная с МиГ-156ис, установлен перископ заднего вида. В кабине установлено катапультное кресло. В хвостовой части фюзеляжа находится двигатель, агрегаты топливной системы, радиотехническое оборудование. По бортам хвостовой части установлены аэродинамические тормоза.

Крыло имеет стреловидность, по передней кромке 37° и отрицательное поперечное V-2°. Конструктивно крыло состоит из трех лонжеронов, стрингеров и нервюр. Механизация крыла состоит из посадочных щитков-закрылков Фаулера и элеронов. К каждой плоскости крыла крепится по одному пилону для подвески топливных баков или вооружения. Левый элерон оснащен триммером. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию потока воздуха вдоль крыла. На задней кромке крыла МиГ-1 5бис имеется регулируемая на земле ножевидная пластина.