www.Onthewing.ru - Советский реактивный истребитель МиГ-17

Советский реактивный истребитель МиГ-17

МиГ-15, уважительно прозванный за отменное сочетание летных и боевых качеств солдатом, был прекрасным самолетом. Но скорости истребителей основных мировых держав росли, и военные требовали новую машину. Проблемы с надежными силовыми установками и выводы, сделанные на основе боевого применения МиГ-15 в ходе войны в Корее, заставляли конструкторов искать другие компоновочные решения. Вопросом престижа для конструкторских бюро стал скорейший выход на сверхзвуковые скорости. В 1950 году ОКБ Микояна предложило к рассмотрению опытный истребитель И-330. Внешне он напоминал МиГ-15. Важным отличием было новое крыло, стреловидность которого была доведена до 45 градусов. Это позволило достичь на опытных образцах скорости звука.

Серийное производство МиГ-17 было развернуто в середине 1951 года, в конце 1952 года он поступил на вооружение советских ВВС. Машина так же поставлялась военно-воздушним силам странам союзникам СССР. Одними из первых за рубежем ее получили и освоили вьетнамские летчики. Им же пришлось в полной мере оценить возможности МиГ-17 в реальных воздушных боях.

МиГ-17

Mig-17Ф

 

2 августа 1964 года в море произошел инцидент между американскими эсминцами и торпедными катерами Демократической Республики Вьетнам. Он был использован в США в качестве повода для начала военных действий в небе северного Вьетнама. В феврале 1965 года американская авиация приступила к проведению первой стадии операции "Пылающее копье", начав массированные бомбардировки военных и промышленных объектов ДРВ. Изначально тактические приемы ударной авиации США не отличались ни оригинальностью, ни разнообразием. Основной упор делался на численное превосходство. В этой ситуации вьетнамцы применили единственную возможную тактику. МиГ-17 к тому времени стал устаревшей машиной. С момента начала его серийного производства прошло полтора десятилетия. Он не мог соревноваться в скорости со сверхзвуковыми F-105 Thunderchief, но имел преимущество в сравнении с основными бомбардировщиками и штурмовиками противника. Барражируя на низких высотах и маскируясь на фоне джунглей неподалеку от охраняемых объектов, МиГи поджидали группы ударных самолетов и в удобный момент атаковали противника.

Первые потери МиГи понесли от огня американских истребителей. Новейший F-4B Phantom II сбил управляемые ракеты один из нескольких атакующих его МиГов, но и сам был расстрелян из мощных пушек. В целом, даже по признанию американцев, на первом этапе войны летчики северного Вьетнама сбили самолетов в два раза больше, чем их противники. В дальнейшем американские пилоты изменили свои тактические приемы, и МиГам пришлось намного труднее. И всетаки, при сильной разнице в классе между МиГ-17 и Phantom и многократном численном превосходстве американцев, вьетнамские летчики сумели сохранить положительный баланс побед и потерь. Воинская смекалка позволяла находить выход из самых сложных ситуаций. Использовались партизанские приемы - засады на заброшенных и разбомбленных аэродромах. Для этого применялись МиГи, оборудованные стартовыми ускорителями для база-аэродромного запуска. Ночью самолет при помощи вертолета Ми-6 доставлялся на аэродром, признанный разведкой противника непригодным для применения. Внезапное появление вьетнамских истребителей в боевых порядках американских ударных самолетов становилось смертельным сюрпризом для Thunderchief и Skyhawk.

Практика боевого применения МиГ-17 показала, что умелое сочетание тактической выучки и необычных приемов боя может компенсировать недостаток скорости и оружия. Несмотря на то, что вьетнамские ВВС получили новейший МиГ-21, 17-й успешно сражался до конца войны.

В это же время МиГ-17 применялся и на ближнем востоке. Первый летчик, который был удостоен звания героя Сирийско-арабской республики, воевал на МиГ-17. В воздушном бою он сбил французский сверхзвуковой Mirage, которым управлял израильский пилот.

Честолюбивые мечты о первенстве в области сверхзвуковых истребителей не оставляли конструкторов микояновского бюро. Их заокеанские коллеги тоже стремились поскорее преодолеть звуковой барьер. И это заочное соревнование подстегивало конструкторскую мысль. После экспериментов в лабораториях и на опытных машинах специалисты ОКБ выработали оптимальную компоновку нового самолета. Несколько раз переделывалась хвостовая часть. Стреловидность крыла увеличилась до 55-ти градусов. Так в 1954 году появился прототип первого в мире сверхзвукового всепогодного перехватчика, получившего в серийном производстве обозначение МиГ-19.