www.Onthewing.ru - Советский многоцелевой истребитель МиГ-21

Советский многоцелевой истребитель МиГ-21

В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к проектированию для создания легкого фронтового истребителя перехватчика способного бороться с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками и вражескими тактическими истребителями. Реактивная машина нового второго поколения конструировалась с учетом боевого применения истребителей МиГ-15 во время корейской войны.

В начальной стадии разработки у МиГ-21 было два прототипа: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным. Сложилась ситуация, когда наука отстала от практики, и разобраться в преимуществах и недостатках крыльев разной формы могли только летчики. А цель была одна - скорость. В 1954 году первым в небо поднялся Е-2. Внешне он был похож на МиГ-19, с той разницей, что на нем стоял один двигатель, а крыло стало тоньше. Параллельно шли работы над второй опытной моделью с треугольным крылом. 16 июню 1955 года машину поднял в воздух летчик-испытатель Григорий Седов. Е-4 не достиг расчетной скорости, помешало высокое сопротивление хвостовой части. Улучшив аэродинамику, конструкторы отправили на испытание новый опытный образец Е-5. В первые в истории самолетостроения его скорость превысила 2000 км/ч. Модель со стреловидным крылом соревнование проиграла.

На следующем прототипе установили форсированный двигатель с которым самолет был запущен в серию. Истребитель получил обозначение МиГ-21 с индексом Ф. Его серийное производство началось в 1959 году.

МиГ-21Ф


Пора становления нового истребителя пришлась на время, когда советские лидеры и, в первую очередь, глава партии и правительства Никита Хрущев уверовали в безграничные возможности и всемогущество ракетной техники. Конец 50-х, начало 60-х в СССР стал без преувеличения периодом «ракетной психопатии». В тот момент будущее истребительной авиации виделось многим военным теоретикам очень простым: перехватить на сверхзвуке 200 тонный бомбардировщик противника, выпустить по нему одну, две ракеты и вернуться на базу. Воздушный бой, таким образом, отменялся. В крайнем случае, предусматривался короткий поединок по той же схеме: сближение с противником на предельной скорости и ракетный залп. По команде свыше МиГ-21 в варианте перехватчика лишился авиационных пушек. На его борту осталось лишь две ракеты Р-3С класса "воздух-воздух", но очень скоро самолету предстояла работа в небе и его результаты посрамили все теории о чудодейственности ракетного вооружения.
Первую победу истребитель одержал 10 марта 1964 года в небе ГДР. Был сбит американский самолет разведчик. Однако боевой дебют МиГ-21 мог произойти гораздо раньше. Впервые реальная боевая задача перед новой машиной была поставлена 1 мая 1960 года. Американский разведывательный самолет U-2 нарушил воздушное пространство СССР. В это время четыре истребителя МиГ-21 Липецкого центра боевого применения ВВС находились на аэродроме в состоянии полной боевой готовности с подвешенными блоками ракет и заряженными пушками. Летчики, дежурившие в кабинах, должны были уничтожить самолет нарушитель любой ценой. В качестве крайнего средства допускался таран. Однако высотный американский разведчик был сбит зенитной ракетой в районе Свердловска, и новейшие МиГи использовать не пришлось.
Политическая конфронтация между советским союзом и США в 60-е, 70-е годы повлияла и на локальные конфликты, за ходом которых с особым вниманием следили военные специалисты, в том числе и авиационные. В октябре 1962 года полк МиГ-21 был переброшен на Кубу для обеспечения противовоздушной обороны базировавшихся в этой стране советских баллистических ракет. Советские истребители вели только демонстрационные действия без применения оружия, не давая американским самолетам пересекать остров для разведывательных операций. К счастью кризис, грозивший глобальной ядерной катастрофой, удалось разрешить дипломатическим путем.
Настоящей возможностью продемонстрировать боевые качества МиГ-21 стала война в небе северного Вьетнама. С обеих сторон в ней участвовали самолеты многих типов, однако главная доля противоборства в воздухе легла на крылья двух типов истребителей, исход схваток между которыми и определял ход борьбы. Со стороны США основным был истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Это тяжелая двухместная двухдвигательная машина взлетной массой в 20 т. Первоначально предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны американских авиационных соединений. В начальный период войны ВВС и войска северного Вьетнама располагали только 25-ю дозвуковыми истребителями МиГ-17 и несколькими МиГ-15БИС. Эти незначительные силы не оказывали серьезного противодействия американцам, летавших в небе Вьетнама как у себя дома. Но с помощью советских военных специалистов вьетнамцы выработали тактику использования своих истребителей, которая позволяла в условиях многократного численного превосходства противника наносить ему серьезные удары. Небольшие группы МиГов барражировали на малой высоте вне зоны видимости радаров противника. При появлении вражеских самолетов вьетнамцы неожиданно атаковали их боевые порядки, расстреливая из пушек, тяжелогруженые бомбами, ударные машины.
Появление МиГ-21 внесло решительные перемены в ход боевых действий в воздухе. Впервые самолеты этого типа вступили в бой в апреле 1966 года. Были применены новые тактические приемы ведения воздушного боя. Истребители МиГ-17 наносили отвлекающий удар, а затем в дело вступали 21-е, атакуя вражеские самолеты сверху или заходя им в хвост. Теоретики ракетного боя были посрамлены, так как во вражеский самолет попадала лишь одна ракета из одиннадцати. Пушечное вооружение на МиГ-21 вернули. Это немедленно сказалось на результативности атак северно-вьетнамских истребителей.
В ходе боевых действий с 1966 по 1972 год, потеряв 54 собственных МиГ-21, ВВС ДРВ уничтожили в воздушных боях 103 американских фантома и большое число ударных самолетов, среди которых было два стратегических бомбардировщика B-52. Боевое применение МиГ-21 дало богатую пищу для размышления конструкторам и тактикам военно-воздушных сил всех ведущих авиационных держав мира.