www.Onthewing.ru - МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности

МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности

В 1961 году ОКБ Микояна приступило к работам над истребителем нового поколения, который должен был заменить МиГ-21. Тем временем ВВС США уже имела на вооружении F-4 (Фантом-2) - первый в мире, выпускавшийся серийно, тактический истребитель способный нести ракетный бой на средних дистанциях. Другие характеристики этого многоцелевого самолета так же выглядели весьма внушительно, что заставило советских военных поторопиться с адекватным ответом. Министерство обороны хотело получить универсальный многорежимный самолет, обладающий хорошими характеристиками при полете на любых скоростях. Военные выдвинули еще одно серьезное требование. Оно было связано с теоретическими представлениями о будущей войне. Считалось, что при условиях полномасштабных боевых действий крупные аэродромы с бетонированными взлетно-посадочными полосами будут слишком уязвимы. Поэтому авиачастям пришлось бы перебазироваться на запасные площадки меньших размеров или быть уничтоженными на своих базах. Новый истребитель должен был способен взлетать с укороченных взлетно-посадочных полос и полевых аэродромов. Достичь этого можно было двумя способами: за счет применения двигателей с вертикальной тягой или использования крыла с изменяемой геометрией. Оба эти направления вошли в моду в СССР и за рубежом. Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского настойчиво рекомендовал использование крыла с изменяемой стреловидностью. Это позволяло создать многорежимный боевой самолет, который мог бы решать в воздухе самые разнообразные задачи. Расчеты, проведенные учеными института, помогли новой машине справиться с проблемами устойчивости и управляемости в полете. Машина задумывалась недорогой, способной эффективно применяться в локальных войнах, решать задачи ПВО и массово поставляться союзникам СССР. Днем рождения МиГ-23 можно считать 9 июля 1967 года. После комплексных испытаний вооружения и установки более мощного двигателя истребитель был рекомендован к серийному производству.

МиГ-23

Появление в США истребителей 4-го поколения F-15 и F-16 требовало адекватного ответа. Принятие на вооружение советской ВВС новой истребительной техники задерживалось. Поэту пришлось модернизировать МиГ-23, улучшая его маневренные характеристики.

Первое боевое применение МиГ-23 отмечено в 1974 году. В составе ВВС Ирака самолеты привлекались для нанесения бомбовых ударов по вражеским позициям. В том же году, по утверждению военного Сирийского командования, МиГ-23 ВВС Сирии сбил два израильских самолета F-4 во время сирийско-израильского пограничного конфликта. Новую советскую машину немедленно окрестили "Плеткой для Фантомов". В ходе боевых действий советской армии в Афганистане самолет использовался для нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям моджахедов, а так же при прикрытии действий штурмовиков и бомбардировщиков у границ с Пакистаном и Ираном. Во время войны в Анголе в 1985 году на МиГ-23 летали кубинские пилоты. В ходе их действий было сбито 3 истребителя Мираж и штурмовик Impala ВВС ЮАР. Последним применением МиГ-23 можно считать операцию "Буря в пустыне" во время войны в Персидском заливе зимой 1991 года. ВВС США, обладая неоспоримым преимуществом в воздухе, сбили 6 иракских истребителя МиГ-23. В свою очередь, иракские летчики уничтожили над Богдадом несколько истребителей-бомбардировщиков Tornado.
Параллельно с работами по МиГ-23 в варианте истребителя, так же исследовалось несколько вариантов ударного самолета предназначенного для работы по наземным целям и штурмовых действий в дневное время. В 1973 году на вооружение советских ВВС поступил истребитель-бомбардировщик МиГ-23БМ. Он имел более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Самолет предназначался для действий на малых высотах. Конструкторы отказались от сложных регулируемых воздухозаборников. В состав вооружения включили мощную шестиствольную автоматическую авиационную пушку и новые виды ракетного оружия. В 1974 году начались испытания еще одного ударного самолета, созданного на базе Миг-23. После завершения всех испытаний истребитель получил обозначение МиГ-27. Новая машина имела самое совершенное на тот период времени бортовое радиоэлектронное оборудование. МиГ-27 стал одним из первых боевых самолетов, на вооружение которого поступили системы высокоточного оружия. В настоящее время это основной истребитель бомбардировщик ВВС Индии.

МиГ-23 ВВС Индии

Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись в армии более, чем 20 стран мира. Они состояли на вооружении ВВС государств восточной Европы - союзников СССР по Варшавскому договору, а так же Индии, Сирии, Алжира, Вьетнама и Египта.