www.Onthewing.ru - МиГ-25 - сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения

МиГ-25 - сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения

В начале 60-х годов ОКБ Артема Ивановича Микояна приступило к созданию сверхзвукового истребителя-перехватчика. По техническим характеристикам новая машина должна была подниматься на высоту более 20 км и развивать скорость 3000 км/ч. На проектирование нового перехватчика повлияла целая совокупность факторов. В первую очередь советское руководство опасалось американских самолетов разведчиков. Зенитно-ракетный комплекс С-85 мог сбить высотную цель, но разместить зенитные ракеты на территории всей страны было попросту невозможно. Еще одним фактором, повлиявшие на создание нового самолета-перехватчика, стали поступающие из США разведданные. Согласно полученной информации, американцы начали разработку новых средств воздушного нападения. Среди них особо выделялись стратегические бомбардировщик B-70 Valkyrie, самолет-разведчик Lockheed A-12 и межконтинентальная крылатая ракета Navaho. Они должны были летать на высоте более 20 км и обладать скоростью свыше 3000 км/ч. На тот момент времени самый современный советский перехватчик Су-9 значительно не дотягивал до этих параметров.

Для того, чтобы создать самолет с характеристиками, обеспечивающими перехват таких целей, ОКБ Микояна пришлось значительно отойти от принятых в авиации традиционных конструкций. В качестве основного материала решили использовать сталь. Стоит отметить, что все самолеты до этого, да и сейчас, строят из алюминиевых сплавов. Но они не выдерживают длительного теплового нагрева на скоростях свыше 2500 км/ч. Стальной корпус тепловой нагрев выдерживал, а для охлаждения радиоэлектронного оборудования, электрогенераторов и кабины летчика разработали специальную систему. Самолет получался довольно таки большим и тяжелым, поэтому в качестве силовой установки решили использовать не один, а два турбореактивных двигателя.

В марте 1964 года на испытание вышел первый опытный образец машины. Он имел обозначение Е-155. Пилотировал самолет летчик-испытатель Александр Федотов. Первый вылет прошел успешно, а потом начались испытательные будни. Машину проверяли на различных режимах, выявляли недостатки, которые невозможно было просчитать в процессе разработки. Но, не смотря на некоторые проблемы, присущие новой технике, самолет получился удачным, а самое главное - он достиг требуемых высоких характеристик, которые в него закладывали при проектировании. После нескольких лет испытаний и доработок самолет начали серийно производить на Горьковском авиазаводе. А в 1972 году машину официально приняли на вооружение авиации ПВО под обозначение МиГ-25П. Литера "П" как раз и обозначает - перехватчик.

МиГ-25


Освоение МиГ-25 в вооруженных силах возложили на центры боевого применения и переучивания в Липецке. На новую матчасть летчики переучивались с самых разных самолетов. Правда, тем, кто ранее летал на легких истребителях, приходилось сложнее. Все-таки пилотирование МиГ-25 требовало немалых физических усилий. Но ко всем особенностям самолета летчики привыкали достаточно быстро и в целом оценивали его очень высоко. Летать на самой скоростной и высотной машины считалось делом престижным. Такой службой гордились. Хотя сложный пилотаж в программу боевой подготовки не входил, но какой летчик-истребитель устоит перед соблазном крутануть бочку на таком мощном самолете. Во многих полках командиры даже поощряли инициативу подчиненных, которые осваивали элементы высшего пилотажа. Больше всего внимания при переподготовке уделялось перехвату высотных целей следовавших на большой сверхзвуковой скорости. В качестве вероятного противника выступал все тот же МиГ-25. Он имитировал американский разведчик Lockheed SR-71.

Рассказывая о истребителе-перехватчике МиГ-25П, было бы неправильно умолчать еще об одной версии этого самолета: МиГ-25Р - разведчик. Проектировались эти машины одновременно. При этом, первый испытательный полет МиГ-25 совершил именно в варианте разведчика. Внешне машины не сильно различались друг от друга, но на МиГ-25Р не было вооружения. Перед этой машиной стояли другие, нежели перед перехватчиком, задачи. Начиненный различной фото и радиоаппаратурой, самолет поднимался на высоту 23 км и выполнял задачи по обнаружению противника. Учитывая огромную скорость полета, сбить эту машину было очень сложно.

МиГ-25Р


Также была создана модификация МиГ-25РБ - разведчик-бомбардировщик. Эта модификация появилась чуть позже. Как видно из названия, самолет выполнял не только разведку, но и бомбардировку. Интересно, что на самолете помимо обычных авиабомб могли быть подвешены и бомбы с ядерным боезарядом. Кстати, первую проверку боем МиГ-25 прошел именно в модификации самолета разведчика. Произошло это в Египте в 1971 году. Тогда арабское государство воевало с Израилем, и Cоветский Cоюз щедро помогал Египту боевой техникой. Среди прочего, в эту страну направили несколько самолетов МиГ-25Р. Разместившись на аэродроме недалеко от Каира, группа советских летчиков приступила к воздушной разведке. Летали над оккупированным Синайским полуостровом, над Израилем и даже забирались в воздушное пространство Тель-Авива. Полученные в ходе разведки разведданные передавали не только арабским военным, но и в Москву. Противник постоянно поднимал на перехват высотных разведчиков большие крупные истребители, но те оказались неспособны догнать и поразить новейшие советские МиГи.