Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27
Страница 2 из 2
К середине 1980-х гг. заводы сдали ВВС последние МиГ-27. К этому времени их эксплуатация была наиболее массовой, а боеготовность самой высокой. Советские ВВС достигли тогда своего наибольшего могущества и представляли собой грозную силу, которая внушала уважение союзникам и опасения против-никам. МиГ-27 занимал в ней должное место - самолётами этого типа были укомплектованы 17 авиаполков, для поддержания боеготовности которых хватало всего - и техники, и топлива, и личного состава. 120 - 150 ч налёта тогда были обычным делом для лётчика. Повседневная боевая учёба с отработкой упражнений чередовалась с манёврами, демонстрировавшими возможности и уровень подготовки авиации.
Последние годы службы МиГ-27 подтверждали укрепившуюся за ним славу надёжной и выносливой машины, особенно при грамотной подготовке и обращении: если по оборудованию и электронике отказы случались, то к планёру и системам претензий практически не было. Это мнение подкреплялось и статистикой, и анализом лётных происшествий: за последнее шесть лет эксплуатации из 25 потерянных МиГ-27 две трети пришлись на ошибки лётчиков, обеспечения и организации полётов и только 9 машин были разбиты из-за конструктивных и производственных недостатков.
Модификации
- МиГ-23Б и МиГ-23БН (изделия 32-24 и 32-24Б), непосредственные родоначальники самолётов серии МиГ-27, имеющие практически идентичную «двадцать седьмым» конструкцию. МиГ-23Б/БН — одна из попыток советских конструкторов путём модификации истребителя МиГ-23 создать замену стоящему тогда на вооружении истребителю-бомбардировщику Су-7Б, отличающемуся невысокими возможностями бортового прицельного и навигационного оборудования. В целом оправдал возлагавшиеся на него надежды, но в вскоре был сменен более совершенным МиГ-27. Всего построено 624 МиГ-23БН, большая часть которых предназначалась на экспорт.
- МиГ-23БМ (изделие 23БМ, с февраля 1975 МиГ-27) — результат модернизации (использование другого двигателя, изменения конструкций воздухозаборников, узлов подвески и шасси, замена встроенной пушки ГШ-23Л на ГШ-6-30А, внесение изменений в бортовое оборудование) МиГ-23Б и МиГ-23БН с учётом опыта их эксплуатации. Всего изготовлено 360 самолётов.
- МиГ-27К «Кайра» (изделие 23БК, до принятия на вооружение в 1976 именовался МиГ-23БК) был оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23 К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-23». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире. Всего изготовлено 197 машин.
- МиГ-27М (изделие 32-29) — попытка создать истребитель-бомбардировщик, приближающийся по характеристикам бортового оборудования к МиГ-27К, но при этом стоящий дешевле и требующий менее квалифицированных лётчиков и техников. По боевым характеристикам,в целом, слабее МиГ-27К, но значительно надёжнее и дешевле в эксплуатации. Всего изготовлено 162 машины.
- МиГ-27МЛ «Бахадур» (изделие 32-29Л, иногда упоминается как МиГ-27Л) — экспортная версия МиГ-27М. Всего поставлено из СССР и выпущено в Индии 210 самолётов.
- МиГ-27Д (изделие 32-27) — результат модернизации МиГ-27 ранних серий (кроме МиГ-27К) до уровня МиГ-27М. Всего переоборудовано 304 самолёта.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации МиГ-27К:
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 17,10 м
- Размах крыла:
- в сложенном положении: 7,40 м
- в развернутом положении: 13,80 м
- Удлинение крыла:
- в сложенном положении: 5,22
- в развернутом положении: 1,77
- Высота: 5 м
- Колея шасси: 2,66 м
- База шасси: 5,77 м
- Площадь крыла:
- в сложенном положении: 34,16 м²
- в развернутом положении: 37,35 м²
- Вес пустого: 11 908 кг
- Вес снаряженного: 18 100 кг
- Максимальный взлетный вес: 20 670 кг
- Двигатель:1 турбореактивный Р-29-300
- максимальная тяга: 81 кН
- тяга на форсаже: 123 кН
- Тяговооружённость: 0,62
- Максимальная скорость:
- у земли: 1350 км/ч (M = 1,10)
- на высоте 8000 м: 1885 км/ч (M = 1,77)
- Практический потолок: 14 000 м
- Скороподъёмность: 200 м/с
- Нагрузка на крыло: 605 кг/м²
- Топливо во внутренних баках: 4560 кг (5400 л)
- Топливо во внешней подвеске: до трёх ПТБ емкостью по 790 л
- Перегоночная дальность: 2500 км
- Боевой радиус: 780 км при полете по профилю "малая-малая-малая высота" с двумя ракетами Х-23 и тремя подвесными баками или 540 км по тому же профилю, но без подвесных баком.
- Пробег при нормальной посадочной массе (без использования тормозного парашюта): 1300 м
- Пробег при нормальной посадочной массе (с использованием тормозного парашюта): 900 м
Вооружение
-
- 1 автоматическая шестиствольная пушка ГШ-6-30А калибра 30 мм с боекомплектом 260—300 снарядов
- Боевая нагрузка: до 4000 кг различного вооружения на 7 пилонах: центральный подфюзеляжный (обычно используется для подвески ПТБ), 2 под воздухозаборниками двигателя, 2 под хвостовой частью фюзеляжа и 2 под неподвижной частью крыла. Ещё два пилона могут быть установлены под поворотными консолями крыла, но сами они не являются поворотными, и при их использовании невозможно изменить стреловидность. Обычно эти пилоны используются при перегоночных полетах и несут дополнительные баки. Задние пилоны используются редко, так как в этом случае из-за проблем с центровкой приходится сокращать запас топлива на борту машины.