www.Onthewing.ru - Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27

Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27

Первоначально ОКБ Микояна предложило превращение простого и надёжного истребителя МиГ-21 в штурмовик МиГ-21Ш кратчайшим путём. Предполагалось обойтись «малой кровью» - установить на МиГ-21С новое прицельно-навигационное оборудование и крыло увеличенной площади с шестью узлами подвески вооружения. Однако расчёты и прикидки показали, что решить проблему «в лоб» с требуемой эффективностью вряд ли удастся. Пришлось значительно модернизировать конструкцию «двадцать первого», больше внимания уделить боевой живучести и вооружению. В рамках темы, получившей индекс «27», велись работы сразу над двумя проектами: МиГ-27Ш и «27-11». Но обе машины так и остались в виде эскизов и моделей. К тому времени основа этих проектов, МиГ-21, уже не был последним достижением конструкторской мысли.

Тем временем на смену «двадцать первому» приходил новейший истреби-тель МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии, на который возлагались большие надежды. Помимо схемы, общепризнанно перспективной на то время, и многообещающих лётных характеристик, в числе достоинств МиГ-23 было и весьма современное бортовое оборудование. Одной из назревших к тому времени проблем стала психофизиологическая перегрузка лётчика, особенно проявлявшаяся в полётах на малых высотах. Не менее критичным для боевой эффективности становилось обеспечение применения оружия в скоротечные секунды контакта с целью. На помощь экипажу должна была прийти автоматика, связанная с борто¬выми системами. Она могла бы частично разгрузить лётчика, избавив его от некоторых задач, связанных с навигацией и пилотированием, позволив сосредоточиться на основном - поиске и поражении объекта атаки.

Созданием комплекса навигации КН-23 занималось ленинградское ПО «Электросила», специализировавшееся на вычислительной технике и приборном оборудовании. Комплекс КН-23 обладал более широкими возможностями, соответствуя специфике работы истребителя-бомбардировщика - многоцелевого самолёта с широким диапазоном скоростей, высот и выполняемых задач. К 1969 г.   отработка навигационного комплекса была в основном завершена.

Работы над МиГ-23 продвигались весьма интенсивно. Первый опытный экземпляр этого самолёта, «23-11/1», поднялся в воздух 26 мая 1967 году под управлением А.В. Федотова. Четвёртый опытный экземпляр, «23-11/4» (бортовой номер 234), вскоре был доработан из истребителя в истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б, выпущенный на испытания летом 1969 г. Он отличался от базовой машины, главным образом, установкой иного оборудования и вооружения. Носовой радиопрозрачный конус под «истребительный» радиолокационный прицел «Сапфир-23» заменили на дюралюминиевый обтекатель, а носовая часть была занята блоками прицельной системы «Сокол-23» (на машине «23-11/4» ещё некомплектной). Пушечное вооружение в виде подфюзеляжной ГШ-23Л сохранили, однако обеспечить размещение заданной трёхтонной боевой нагрузки оказалось проблемой.

МиГ-23Б получил невысокую оценку испытателей и военных: значительная часть прицельной системы ещё не была готова, а обзор из кабины и условия работы прицельного оборудования были неудовлетворительны для ударной машины.
Соответствующие изменения были заложены при разработке модификации МиГ-23Ш, аванпроект которого выпустили в том же году. Самолёт отличался изменённой носовой частью фюзеляжа для улучшения обзора вперёд и вниз, введением бронезащиты кабины и усовершенствованной прицельной системой «Сокол-23С». Проект МиГ-23Ш был взят за основу при разработке МиГ-23Б (второго с этим названием). В ОКБ Микояна работы по нему велись под шифром «32-24», а сама машина во многих документах именовалась «ударным бомбардировщиком», или «изделием 24». Главным конструктором по теме назначили ГА. Седова. В группе разработчиков был также работавший в ОКБ в должности инженера-конструктора сын министра авиапрома ГП. Дементьев.
Постройка первого опытного экземпляра истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б (машина «32-24/1») была завершена в январе 1971 г. Базой для новой машины стали планер и ряд систем истребите¬ля МиГ-23М.

МиГ-23Б оборудовали комплексной системой управления, значитель¬но повысившей безопасность полёта и обеспечившей высокую эффективность боевого применения за счёт точности управления и облегчения условий работы лётчика. Она включала в себя систему автоматического управления САУ-23Б, комплекс навигации КН-23, прицельный комплекс «Сокол-23С» (С-23), систему индикации и радиовысотомер PB-5Р.

После ряда доработок в свет вышла новая модификация - МиГ-23БМ с шифром «32-25». Первый опытный экземпляр МиГ-23БМ («32-25/1», бортовой номер 351) был поднят в воздух 17 ноября 1972 г. лётчиком-испытателем В.Е. Меницким. Вскоре за ним последовала вторая опытная машина, также оснащённая двигателем АЛ-21Ф-3 («32-25/2», бортовой номер 52). Оба опытных образца были переделаны из ранее выпущенных МиГ-23Б. В испытаниях также приняли участие А.В. Федотов, Б.А. Орлов, А.Г. Фастовец и другие лётчики-испытатели ОКБ и ЛИИ. Ведущим инженером по лётным испытаниям был B.C. Романычев. После соответствующих изменений и доработок, документацию по МиГ-23БМ передали для серийного производства на Иркутский авиационный завод.

МиГ-27

 На вооружение МиГ-23БМ приняли в феврале 1975 г. под названием МиГ-27, хотя в эксплуатации и на производстве самолёт часто продолжали звать по-прежнему. Серийные МиГ-27 оснащались двигателем Р29Б-300. Исключением стали лишь машины №0501 и №0601, собранные с АЛ-21Ф-3 и предназначенные для сравнительных испытаний. В ходе производства в конструкцию самолёта вносились изменения, улучшавшие его характеристики и эксплуатационные качества.

Параллельно с МиГ-23БМ инженерами велась разработка еще двух модификаций, отличавшихся более совершенным прицельным оборудованием - изделиями «32-26» и «32-29». Приоритет отдавался первому из них, именовавшемуся также МиГ-23БК (МиГ-27К) по названию готовившейся для него прицельной системы «Кайра». Основанная на новых принципах и технологиях система обещала значительное расширение возможностей самолёта.

Главным конструктором по теме МиГ-23БК оставался Г. А. Седов. Модификация была направлена на повышение боевой эффективности, использование новых видов авиационного вооружения и улучшение точностных характеристик средств поражения. Качества имевшегося управляемого оружия, ограничивавшегося во фронтовой авиации ракетой Х-23, уже не удовлетворяли военных.

1976 г. стал началом массовой эксплуатации МиГ-27 в ВВС. Общее отношение к МиГ-27 было уважительным - самолёт показал себя машиной,   отлично  подходившей  для отведённых ей задач. Требованиям наилучшим образом отвечали и компоновка, и вооружение, и оборудование. Особую признательность вызывал отличный обзор, способствовавший простоте ориентирования и поиска целей: для взгляда вниз хватало даже  небольшого крена.