www.Onthewing.ru - МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения

МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения

По терминологии НАТО самолет получил обозначение Fulcrum, что дословно переводится как "точка опоры". Постройку истребителей наладили на авиазаводе в Москве. Их окончательная сборка и облет производились в подмосковных Луховицах. К производству учебно-боевого варианта подключили завод в Горьком. На этих предприятиях также принимались строжайшие меры секретности. В сборочных цехах висели графики пролетов иностранных спутников, которые регламентировали время выкатки МиГ-29 за пределы цехов. При буксировке на истребитель надевали фальшивые крылья и носы, что делало их похожими на МиГ-25.

МиГ-29

МиГ-29 представлял интерес не только внешне. Много любопытного было скрыто и внутри. В частности, систему управления вооружением. Радиолокатор для МиГ-29 разработали в научно-конструкторском объединении "Фазатрон". Бортовая РЛС позволяет обнаруживать воздушного противника на расстоянии до 60 км и при этом сопровождать до 10-ти целей одновременно. Другой важной составляющей прицельного комплекса является квантовая оптиколокационная станция (КОЛС). Станция имеет теплопеленгатор. Смысл его работы понятен из самого названия. Поиск и обнаружение цели производится по тепловому излучению идущего, главным образом, от двигателей. Расстояние до цели определяется с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Для ускорения процесса наведения разработали нашлемную систему целеуказания. Выбрав цель визуально, летчик отслеживает ее поворотом головы, выдавая тем самым целеуказания ракетам. Такой режим прицеливания применяется в условиях ближнего маневренного боя. Кстати, подобные системы на западных истребителях появились только в 90-е годы.

Под стать передовым системам наведения было и новейшее ракетное вооружение, так же специально разработанное для истребителей четвертого поколения. Особо следует упомянуть ракету Р-73 - управляемая ракета ближнего бою с тепловой головкой самонаведения, которая долгие годы не имела себе равных. Двигатель ракеты с управляемым вектором тяги, что обеспечивает ей феноменальную маневренность. Дальность пуска от 300 м до 30 км. Для больших дистанций применяется управляемая ракета средней дальности Р-27: дальность пуска до 70 км. МиГ-29 может нести под крылом до шести ракет: по три с каждой стороны. Фактически этот самолет задал новый мировой стандарт для легкого истребителя. Это универсальный воздушный боец, способный вести бой и на ближней и на средней дистанции. На истребитель установлена одноствольная пушка ГШ-301 конструкции Грязева-Шипунова калибра 30 мм и боекомплектом в 150 снарядов. Кроме того МиГ-29 может нести авиационные бомбы и неуправляемые ракеты.

 Массовые поступления МиГ-29 в авиачасти началось в 1986 году. К тому моменту в ОКБ разработали двухместный учебно-боевой вариант самолета МиГ-29УБ. Правда размещение второго члена экипажа потребовало отказаться от применения бортового локатора, а соответственно, и от применения ракет средней дальности. Во всем остальном спарка не уступает одноместной машине. В задней кабине установили специальные пульты, с помощью которых инструктор может имитировать различные виды отказов систем самолета. Для улучшения обзора в задней кабине поставили перископ. Появление МиГ-29УБ ускорило переучивание летчиков на новый истребитель. Важно понимать, что с принятием самолета на вооружение, процесс совершенствования машины не прекращается. Например, первые серийные МиГ-29 имели дальность полета меньше, чем было заявлено в тактико-технических требованиях.  К концу 80-х годов истребитель уверенно стал на крыло. Выпуск машин непрерывно нарастал. Более того, МиГ-29 стали экспортироваться в дружественные страны, но на западе истинных возможностей МиГа еще не знали.

МиГ-29 в прямом смысле слова опередил свое время. Он оказался единственным самолетом в своем классе, который практически без изменений перешел в следующее 5-е поколение истребителей. Советским конструкторам действительно удалось найти надежную точку опоры, чтобы оказаться на вершине мирового самолетостроения и в ХХI веке.

 

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
  • МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора , в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э). Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
  • МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
  • МиГ-29СД — многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
  • МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • МиГ-29СМТ (9-17,9-18,9-19) — одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ. Разработан в 1999-2004. Первый полёт 27 ноября 1997
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
  • МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП — опытный самолёт для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
  • МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
  • МиГ-29УБТ (9-52) — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
  • МиГ-29М/МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-156-й лётный экземпляр)
  • МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) — многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.
  • МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
  • МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
  • МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака   и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полет 4 февраля 2011 года.
  • МиГ-29AS — модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с измененным БРЭО.
  • МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.