www.Onthewing.ru - МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения

МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения

Техническое проектирование фронтового истребителя МиГ-29 началось в 1970 году. Происходило это на фоне менявшихся представлений о роли подобных самолетов в воздушном бою. Пищу для размышлений дали военные конфликты, которые происходили в мире на рубеже 60-х - 70-х годов. Сопровождались эти столкновения активными боевыми действиями в небе. Причем одна из противоборствующих сторон непременно имела на вооружении самолеты советского производства.

Руководителем работ по теме МиГ-29 назначили Александра Чумаченка. Общую координацию работ выполнял Ростислав Беляков. Он возглавил ОКБ МиГ в 1971 году после смерти Артема Микояна. Для истребителя рассматривались две компоновочные схемы. Одна из них напоминала ранее спроектированный самолет-разведчик и перехватчик МиГ-25. В свое время эта машина произвела настоящий фурор: уникальная стальная конструкция, максимальная скорость полета - 3000 км/ч. Достаточно сказать, что мировой рекорд высоты до сих пор принадлежит этому самолету. Впрочем, подобную схему посчитали малоперспективной для маневренного фронтового истребителя. Предпочтения отдали новой, по тем временам, интегральной компоновке, при которой крыло с корневым наплывом и фюзеляж образуют единый несущий корпус. Подобное решение позволило существенно продвинуться в вопросе повышения маневренных характеристик новых истребителей. Переднюю кромку крыла оснастили отклоняемыми носками, повысив тем самым его несущие свойства. На машине установили два киля - это обеспечивает лучшую устойчивость на больших скоростях. Двигатели и воздухозаборники разместили под несущим корпусом. Это также улучшило характеристики самолета. После многочисленных расчетов и экспериментов, генеральный конструктор Ростислав Беляков утвердил интегральную схему для создания МиГ-29.

При проектировании было решено использовать в конструкции новые материалы. Традиционные алюминиевые сплавы частично заменили углепластиком. Это хорошо заметно на неокрашенных машинах - детали из углепластика имеют серый цвет. Такие легкие и в тоже время прочные композиционные материалы непременно используют при постройке современных самолетов.

Для обеспечения требуемой маневренности новому истребителю требовалась и новая силовая установка. Определились и с количеством двигателей: решили, что их будет два. По сравнению с однодвигательной схемой, двухдвигательная обладает повышенной живучестью. Боевой опыт показывал, что при выходе даже одного двигателя из строя, продолжить полет можно на другом. Двигатели разместили в изолированных мотогондолах и на некотором расстоянии дрг от друга, что также повышало живучесть. Силовую установку для нового МиГа разработали на машиностроительном заводе им. Климова (гл. конструктор Сергей Изотов). Двигатель получил обозначение РД-33. Это двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. Он получился легче и экономичнее предшественника. При массе в 1 т, РД-33 развивает тягу в 8 т. В результате,  тяговооруженность самолета получилась больше единицы, то есть, суммарная тяга двигателей превышает массу самолета. Такое положение дел позволяет истребителю быстрее разгоняться, выполнять маневры с большой перегрузкой, обеспечивает высокую скороподъемность и, в конечном итоге,  преимущество в воздушном бою.

К постройке опытного экземпляра МиГ-29 приступили в 1975 году. Через год подоспели и двигатели. К тому моменту их уже проверили в полете на летающей лаборатории ТУ-16. Осенью 77-го первый МиГ-29 вышел на летные испытания. До мирового триумфа в небе Англии оставалось 11 лет - 11 лет кропотливой работы. Первый полет истребителя состоялся 6 октября 1977 года. Пилотировал машину старший летчик-испытатель ОКБ Микояна - Александр Федотов.

МиГ-29

Большие проблемы на первом этапе испытаний доставляла силовая установка истребителей: двигатели не развивали заданной тяги и, к тому же, имели малую надежность. Справедливо заметить, что создать двигатель, зачастую, бывает значительно сложнее, чем сам самолет, и дорабатывается он, как правило, дольше. Вследствие этого было потеряно две опытных машины.

Важно отметить, что в процессе испытания конструкция не претерпела серьезных изменений, доработки свелись к минимуму: уменьшили количество углепластиковых деталей и несколько сместили назад носовую опору шасси. В процессе работ сменился и главный конструктор самолета. В 1982 году на эту должность назначили Михаила Вальденберга. Что касается летных испытаний, то к ним было привлечено 14 машин. На одних производилась оценка летно-технических характеристик, на других испытывали двигатели, бортовое оборудование, вооружение.

Государственные испытания МиГ-29 закончились в 1983 году. Они длились три с половиной года. За это время было выполнено почти 2500 полетов. Машина показала превосходные маневренные и боевые характеристики. МиГ-29 получился простым в управлении, имел минимальные радиусы разворота, позволял выходить на большие углы атаки. Скороподъемность составляла 330 м/с – выше, чем у американских истребителей F-15 и F-16. Летом 1983 года первые серийные машины поступили в военно-воздушные силы.