www.Onthewing.ru - МиГ-31 - всепогодный истребитель-перехватчик

МиГ-31 - всепогодный истребитель-перехватчик

В 1975 году летчик-испытатель Александров Федотов впервые взлетел на опытном МиГ-31 - новой разработкой ОКБ Микояна. По замыслу конструкторов машина предназначалась для уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах, свободном пространстве и на фоне земли, круглосуточно в любых метеоусловиях и при использовании противником средств активного радиопротиводействия. Новый перехватчик получился удачным и полностью отвечал своему назначению. Он оказался способным вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей: от малоразмерных крылатых ракет и низкоскоростных вертолетов до высотных и скоростных самолетов.

МиГ-31

Конструктивно перехватчик МиГ-31 близок к своему предшественнику МиГ-25. Как у всех высотных скоростных машин, корпус истребителя устойчив к механическим перегрузкам и кинетическому нагреву при трении о воздух. Именно поэтому планер выполнен на 50 процентов из нержавеющей стали, остальное - титан и алюминий. В отличие от МиГ-25 экипаж нового перехватчика состоит из двух человек: пилота и штурмана-оператора.

МиГ-31

Машина выпускается серийно с 1979 года, но только в 91-м западу стали известны некоторые подробности и особенности самолета. В обстановке повышенной политической эйфории и чуть ли не братания с потенциальным противником Cоветский Cоюз выставил МиГ-31 на парижском авиасалоне. Перехватчик произвел сенсацию. Чрезвычайно высоко была оценена силовая установка из двух двигателей Д-30Ф-6 Пермского НПО Соловьева. Вторым сюрпризом стала РЛС управления огнем "Заслон" с фазированной антенной решеткой, имеющей электронное сканирование. По мощности и возможностям станция до сих пор не имеющая аналогов за рубежом, что делает МиГ-31 единственным в своем роде.
РЛС позволяет обнаруживать любые цели, как в верхней полусфере, так и на фоне земли. Осуществлять одновременно сопровождение десяти целей и наводить ракеты на четыре из них. Максимальная дальность обнаружения цели достигает 200 км. Сектор обзора РЛС "Заслон" 140 градусов по горизонту и 70 градусов по вертикали. Причем сопровождать цели на проходе и наводить на них ракеты РЛС МиГ-31 может во всем спектре обзора.

В носовой части самолета установлен теплопеленгатор, что дает возможность вести поиск целей и применять оружие скрытно а так же действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Кабина летчика оборудована цветным прицельно-пилотажным индикатором на лобовом стекле. Он тоже пока не имеет серийных зарубежных аналогов.
 Радионавигационное оборудование перехватчика позволяет вывести его в заданный район земного шара с точностью от 130-ти метров до 4-х километров. Благодаря этому МиГ-31 может использоваться в качестве лидера в случае его взаимодействия с другими самолетами, не имеющими столь совершенной авионики.

Значительная дальность действия бортовой РЛС потребовала создания соответствующих ракет. Основное вооружение МиГ-31 - управляемые ракеты Р-33 с дальностью пуска 120 км. На базовом варианте перехватчика они установлены в полуутопленном состоянии на четырех узлах подвески под фюзеляжем. Р-33 поражает цели, летящие на высотах от 25 м над поверхностью воды или земли до 28 км. Скорость цели при этом может достигать 3,5 М, то есть оторваться от ракеты за счет скорости невозможно. Дополнительно на пилонах подвешены две ракеты средней дальности Р-40Т с тепловой головкой самонаведения или четыре ракеты малой дальности Р-60. Особенностью именно этих ракет является их уникальная, превосходящая все мировые аналоги маневренность. Р-60 полностью автономный, имеет всеракурсное тепловое наведение, обеспечивает поражение всех классов аэродинамических целей на высотах от 5 м. Для них не существенны метеоусловия, организованные помехи, земной или водный фон поверхности.

Но и это не все. Под фюзеляжем размешена шестиствольная пушечная установка калибром 23 мм со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Группа из четырех перехватчиков способна контролировать воздушное пространство протяженностью 800 - 900 км. Цифровая система закрытой связи обеспечивает экипажам обмен информацией при удалении самолетов друг от друга до 200 км. Такой же закрытый обмен данными происходит с неземными командными пунктами. Закрытая линия связи позволяет одному истребителю следить за противником на безопасном удалении от него, а другому скрытно атаковать цель.

МиГ-31 отличается высокой эксплуатационной технологичностью, а надежность самолета и отдельных его систем превышает общепринятые требования. Такие блестящие показатели стали возможны благодаря бортовым системам встроенного контроля. Они дают оперативную оценку исправности всего самолетного оборудования.