www.Onthewing.ru - МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

 

Модификации

МиГ-9

Единственная серийная модификация. Самолет запущен в серию осенью 1946 года на авиазаводе № 1 имени Сталина в городе Куйбышев (ныне Самара), причем произошло это еще до окончания государственных испытаний! Такая спешка объяснялась тем, что первые 10 машин намеревались показать 7 ноября на воздушном параде над Красной площадью в честь очередной годовщины Октябрьской революции. Завод справился с заданием, но парад отменили из-за погодных условий.

Следующую партию уже в 48 машин сделали к первомайскому параду 1947 года. Их публичный показ имел большое пропагандистское значение: СССР продемонстрировал всему миру, что, несмотря на колоссальные разрушения и потери во Второй мировой войне, он способен строить в больших количествах самые современные образцы вооружений. Торжественный пролет над Москвой в четком строю десятков реактивных Мигов и Яков произвел впечатление не только на советских граждан, но и на иностранных военных апаше, а также корреспондентов зарубежных информагентств. От разоренной войной России такого не ожидал никто.

Однако восторженные зрители не знали, что эти машины, собранные второпях, обладали массой дефектов и недоработок, делавших их фактически небоеспособными. Текли топливные баки, на посадке часто рвались покрышки колес, отсутствие катапультного кресла делало невозможным аварийное покидание самолета на больших скоростях, из-за некачественного крепления термостойких экранов в полете возникали опасные вибрации... Общий список претензий к МиГ-9, составленный военными по итогам первых недель эксплуатации, составил 37 пунктов. В результате серийное производство было приостановлено до устранения выявленных недостатков.
Большинство проблем вскоре удалось решить, но главный дефект так и остался не устраненным: при стрельбе из центральной 37-миллиметровой пушки пороховые газы попадали в двигатели, вызывая их остановку из-за нехватки кислорода. Этот дефект не проявлялся лишь на высотах менее 3000 м, где плотность атмосферного воздуха максимальна. Попытки установки на ствол пушки специальных газоотводных труб результатов не дали - после первых же выстрелов двигатели глохли, а запустить их удавалось лишь спустя некоторое время, за которое самолет ощутимо терял высоту.

Тем не менее, в июле 1947 года выпуск МиГ-9 возобновился. До конца года построили 292 самолета, хотя на многие из них центральную пушку вообще не ставили, заменяя ее массогабаритным макетом. Затем собрали еще 302 экземпляра, но в декабре 1948-го выпуск МиГ-9 был прекращен окончательно в связи с принятием на вооружение истребителя МиГ-15.

По ходу производства в конструкцию МиГ-9 непрерывно вносились различные изменения. Так, в 1948 году прицел ПКИ-1 заменили усовершенствованным АСП-1Н, деревянные передние кромки оперения заменили металлическими, усилили обшивку крыла, с 400-го экземпляра начали ставить лобовое бронестекло кабины и т.д.

Первый прототип И-300

И-307

В начале 1947 года советская авиапромышленность освоила выпуск форсированного двигателя BMW003C, которому у нас присвоили индекс РД-21. По габаритам он не отличался от РД-20, поэтому не возникло никаких сложностей при оснащении этими моторами истребителя МиГ-9. Новая модификация получила заводское обозначение И-307. Летные испытания, начатые 2 августа, показали, что характеристики машины заметно улучшились. Помимо замены силовой установки на самолете изменили расположение центральной пушки, перенеся ее на левый борт, однако в борьбе с отказами двигателей это помогло слабо. В целом по итогам испытаний, которые завершились в декабре, был сделан вывод, что самолет не обладает существенным превосходством над обычным МиГ-9, а потому запуск его в серию нецелесообразен.

МиГ-9М (И-308)

Усовершенствованная модификация МиГ-9, появившаяся в конце 1947 года. На самолете полностью изменили схему размещения вооружения - пушку Н-37 перенесли из центральной перегородки воздухозаборника на правый борт, а пушки НС-23 — на левый, причем все орудия были смещены назад, так что их стволы не выходили за лобовой срез фюзеляжа. Это исключило возможность попадания пороховых газов в воздухозаборники, и проблема остановок двигателей при стрельбе была, наконец, решена.

Кроме того, самолет оснастили тормозными щитками и гермокабиной с катапультным креслом, которую сдвинули немного вперед для улучшения обзора. В качестве силовой установки использованы двигатели РД-21. По сути, МиГ-9М стал полноценным истребителем, способным успешно решать боевые задачи на всем диапазоне высот, однако к моменту завершения его испытаний в апреле 1948 года уже летал прототип И-310 (будущий МиГ-15) -принципиально новой машины, обладавшей решающим превосходством над любой модификацией МиГ-9 по всем летным характеристикам. Поэтому МиГ-9М признали бесперспективным и серийно не строили.

МиГ-9УТИ (И-301Т)

Переход военной авиации на реактивную тягу поставил перед авиаконструкторами задачу создания учебно-боевого самолета для подготовки пилотов реактивных истребителей и переучивания летчиков с поршневых на реактивные машины. Первым советским учебно-тренировочным истребителем с ТРД стал МиГ-9УТИ, который появился практически одновременно с МиГ-9 в декабре 1946 года. От своего одноместного «собрата» он отличался только двухместной кабиной под общим длинным фонарем, в которой спереди было место курсанта, а сзади - инструктора. Для размещения сиденья инструктора пришлось отказаться от одного из топливных баков.

Двухместный МиГ-9 по своим летным данным почти не уступал одноместному, однако на испытаниях военные забраковали его из-за плохого обзора вперед из задней кабины. В июле 1947 года разработчики представили второй, улучшенный прототип, в котором этот недостаток был частично устранен (сиденье инструктора приподняли, а заднюю часть фонаря сделали более высокой).

МиГ-9УТИ

Повторные испытания самолет прошел успешно, на 1948 год запланировали постройку серии в 60 экземпляров, но этим планам не суждено было сбыться по той же причине, по которой отказались от МиГ-9М: в связи с принятием на вооружение более совершенного истребителя МиГ-15 «летающий тренажер» решили делать на его базе.
В дальнейшем второй прототип МиГ-9УТИ использовался для испытания катапультных кресел.

МиГ-9Л

В 1948 году в СССР началась разработка самонаводящегося противокорабельного самолета-снаряда (в современной терминологии - крылатой ракеты) под кодовым наименованием «Комета». Для отработки систем управления и наведения нового оружия один из серийных МиГ-9 переоборудовали в летающую лабораторию. Все вооружение сняли, над носовым воздухозаборником установили антенну РЛС облучения цели, на передней кромке крыла - приемные антенны, а на законцовке киля - еще одну приемопередающую РЛС.

За кабиной пилота оборудовали кабину инженера-оператора электронного оборудования.

МиГ-9Л

МиГ-9Л впервые поднялся в воздух 14 мая 1949 года и в течение четырех лет использовался при испытаниях спецаппаратуры, после чего его сменила летающая лаборатория на базе МиГ-15.