www.Onthewing.ru - МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

 

Эксплуатация

В январе 1947 года на аэродроме Сейма был организован первый в СССР учебно-методический центр по переучиванию пилотов на реактивные машины. Вскоре туда прибыли истребители МиГ-9, Як-1 5 и летчики, которым предстояло участвовать на них в первомайском воздушном параде.

Обучение проходило с большими трудностями, вызванными как недостатками новой техники, так и психологической неготовностью авиаторов подниматься в небо на самолетах без винта. Положение осложнялось отсутствием двухместных учебных спарок — летчикам приходилось сразу вылетать на абсолютно непривычных для них машинах в одиночку, без инструктора. Тем не менее к концу апреля учебный цикл был пройден без катастроф и других серьезных происшествий.

В дальнейшем, по мере поступления с куйбышевского авиазавода серийных машин, на МиГ-9 полностью или частично перевооружили 1-й гвардейский, 5-й, 10-й, 11-и и 14-й авиакорпуса. Постепенно летчики привыкли к реактивному МиГу, однако нарекания на технические неполадки продолжали поступать буквально со всех аэродромов. Многие истребители из-за неисправностей простаивали недели и даже месяцы, а бригадам заводских рабочих и инженеров приходилось постоянно ездить по авиачастям, устраняя отказы и поломки, с которыми не могли справиться аэродромные механики.

В 1948 году такое положение дел было признано нетерпимым. Встал вопрос о снятии МиГ-9 с вооружения.

но в качестве адекватной замены ему мог рассматриваться лишь МиГ-15, который еще только проходил государственные испытания. Поэтому нашего реактивного «первенца» решили пока оставить на службе, как говорится, для подстраховки.

К 1949 году МиГ-15 успешно завершил программу испытаний, был принят на вооружение и запущен в серию на том самом заводе, который раньше выпускал МиГ-9. Для МиГ-9 это означало близкий конец его недолгой карьеры. В 1950-1951 годах все самолеты этого типа вывели из состава строевых частей. Однако многие из них пребывали в неплохом техническом состоянии. Отправлять такие машины на свалку было неразумно, а потому их решили подарить Китайской Народной Республике, которую тогдашнее советское руководство считало своим ближайшим союзником.

Всего в 1952 году Китай получил 372 истребителя МиГ-9, то есть почти 2/3 от их общего количества. Поскольку даже по тамошним меркам эти самолеты считались морально устаревшими (тем более что одновременно с ними СССР поставлял в Китай новейшие МиГ-15 и МиГ-15бис), их использовали для обучения и тренировок летного состава, а уже через год - списали из-за выработки моторесурса.

К МиГ-9 можно отнести известную русскую поговорку - «первый блин -комом». Он имел много недостатков, а его служба была довольно короткой и не отмеченной славными достижениями. Но именно благодаря ему советские авиаконструкторы приобрели ценные знания, которые в дальнейшем позволили им создать более совершенные боевые машины, а наши ВВС получили не менее ценный опыт эксплуатации реактивной техники.

 

Окраска

Еще на заре советской авиации в ней возникла неофициальная традиция - выпускать прототипы новых боевых машин в ярких своеобразных расцветках, резко отличавшихся от типовых военных окрасок. В годы войны про «украшательства» пришлось на время забыть, но в послевоенный период об этой традиции вспомнили вновь. Поэтому не стоит удивляться тому, что первый прототип И-300 был снежно-белым с красными элементами декора и эмблемами КБ МиГ на фюзеляже. Только стальной жаропрочный экран за двигателями по понятной причине оставался в натуральном цвете металла.

Серийные машины целиком красили в светло-серый цвете голубоватым оттенком, за исключением экранов. Опознавательные знаки наносили на борта фюзеляжа за крылом, вертикальное оперение и консоли крыла, причем в отличие от военных времен звезды на крыле снова стали рисовать не только снизу, но и сверху.

Двузначные тактические номера красного или желтого цвета почти всегда размещались на бортах носовой части фюзеляжа под козырьком кабины, хотя в некоторых случаях на самолеты наносили более мелкие одноцифровые номера, помещая их на киль над звездой.

После передачи самолетов Китаю их не перекрашивали, менялись только опознавательные знаки и номера, которые в китайских ВВС были четырехзначными. Правда, МиГ-9, стоящий ныне в экспозиции Пекинского авиационного музея, сверху и с бортов окрашен в темно-зеленый цвет с белыми двузначными бортовыми номерами, а снизу - в голубой. Историческая достоверность этой окраски вызывает большие сомнения.

Самолет, представленный в Монинском авиамузее, также неоднократно перекрашивался. Одно время он был белым, а сейчас - серебристый. К сожалению, ни тот, ни другой цвет не соответствует стандартной окраске истребителей советских ВВС конца 1940-х годов, когда МиГ-9 состоял на вооружении.

 

Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №32, 2012.