www.Onthewing.ru - МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

МиГ-9 первый советский турбореактивный истребитель

В 1943 году советская разведка доложила о том, что немцы ведут интенсивные работы по созданию истребителей с турбореактивными двигателями (ТРД). Благодаря применению нового двигателя эти самолеты обладали значительным превосходствами  над винтовыми машинами. Аналогичная информация поступала и от наших союзников - США и Великобритании.

В СССР разработка ТРД началась еще в 1937 году, но в начале войны она была заморожена как слишком сложная, дорогая и не сулящая быстрой отдачи. Советские конструкторы сосредоточились на создании самолетов с более простыми ракетными двигателями, но этот путь развития боевой авиации оказался тупиковым.

В результате к 1944 году наметилось серьезное отставание советских реактивных программ от немецких и англо-американских. На завершающем этапе войны в Германии, Англии и США уже имелись серийные образцы турбореактивных истребителей, а у нас не было не только подобного самолета, но и двигателя для него.
Лишь весной 1945 года инженер Архип Михайлович Люлька представил первый рабочий образец советского ТРД С-18. Двигатель оказался довольно мощным, но крайне ненадежным. Стендовые испытания дважды заканчивались взрывом, причем во втором случае едва не погиб сам конструктор. Стало ясно, что в ближайшей перспективе рассчитывать на отечественный ТРД не придется. Оставался единственный выход - пойти по пути копирования трофейной техники. К тому времени из Германии удалось вывезти несколько экземпляров немецких TPflJumo004n BMW 003. Наши инженеры в кратчайшие сроки изучили их и сделали проектную документацию на выпуск «клонов» под обозначениями РД-10 иРД-20.

Уже в июне авиационные КБ занялись разработкой истребителей под эти силовые установки. При этом КБ А.С. Яковлева приступило к созданию легкого, маневренного и относительно слабо вооруженного истребителя с одним двигателем, а конструкторское бюро под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича взялось за более трудную задачу - сделать тяжелый двухдвигательный перехватчик с мощным вооружением. Самолет получил обозначение И-300.

Дополнительные сложности разработчикам И-300 создавало то обстоятельство, что в отличие от работников яковлевской фирмы они проектировали свой самолет не на базе уже существующего поршневого истребителя, а, как говорится, «с нуля». Между тем перед обоими коллективами был поставлен один и тот же срок: машины требовалось представить на испытания не позднее марта 1946 года. Таким образом, на все расчеты, изготовление рабочих чертежей и постройку прототипов отводилось всего девять месяцев.

Удивительно, но наши авиаконструкторы сумели опередить даже этот жесткий график - опытный экземпляр И-300 был готов к концу декабря 1945 года! Сейчас такие темпы выглядят просто фантастическими. Еще несколько месяцев ушло на наземные испытания и устранение мелких недоработок, а 24 апреля 1946 года И-300 совершил первый полет.

И-300

Надо заметить, что яковлевцы изо всех сил старались не отстать от конкурентов. И они сумели поднять в воздух свой истребитель буквально в тот же день, но спустя несколько часов после И-300. Таким образом, И-300, впоследствии переименованный в МиГ-9, вошел в историю как первый советский самолет с турбореактивным двигателем.

 

Конструкция

МиГ-9 — одноместный двухдвигательный свободнонесущий моноплан с трехколесным шасси и закрытой кабиной. Конструкция цельнометаллическая, с применением алюминиевых и магниевых сплавов.

Фюзеляж: дюралевый полумо-нокок с гладкой работающей обшивкой и каркасом из шпангоутов и стрингеров. В носовой части проходят два туннеля, подводящие воздух от лобового воздухозаборника к компрессорам двигателей. Туннели эллиптического сечения огибают кабину пилота с обеих сторон, они структурно включены в силовой набор носовой части фюзеляжа.

Кабина находится между шпангоутами № 6 и № 11, которые служат ее передней и задней стенкой. Спереди она защищена двумя 12-миллиметровыми бронеплитами. Фонарь кабины обтекаемой, полукаплевидной формы состоит из козырька и подвижной части, которая сдвигается назад потрем направляющим — двум боковым и одной центральной.

Крыло: трапециевидной формы с дюралевой обшивкой, приклепанной к каркасу заклепками с потайными головками. Каркас состоит из двух силовых лонжеронов, 21-й нервюры и набора стрингеров. В корневых частях консолей расположены ниши для уборки шасси.

К переднему лонжерону шарнирно прикреплены основные стойки шасси, а к заднему - элероны с осевой аэродинамической компенсацией и закрылки типа ЦАГИ.

Оперение: свободнонесущее, выполненное в основном из металла, только передние кромки киля и стабилизатора выклеены из дерева. Стабилизатор приподнят относительно фюзеляжа, чтобы вывести его из спутной струи крыла. Угол установки стабилизатора можно регулировать на земле. Рули имеют осевую компенсацию, а на правом руле высоты установлен регулируемый в полете триммер. Проводка рулей механическая, без гидроусилителей.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя РД-20 с осевыми компрессорами тягой по 800 кг (копии немецкого двигателя BMW 003). Двигатели установлены бок о бок в нижней части фюзеляжа за кабиной по так называемой реданной схеме, то есть их сопла выходят под хвостовую часть самолета. Для защиты днища фюзеляжа от раскаленных газов к нему прикреплен стальной термостойкий экран с продольным гребнем, разделяющим выхлоп двигателей на два потока.

Конусы сопловых аппаратов двигателей регулируются и имеют четыре рабочих положения: «запуск», «взлет», «полет» и «скоростной полет». Управление конусами электродистанционное.

Запуск двигателей осуществляется с помощью бензиновых пусковых моторов «Ридель». Топливо (керосин) размещено в четырех фюзеляжных и шести крыльевых баках.

Шасси: трехопорное, с носовой стойкой. Основные стойки убираются с помощью пневмосистемы в ниши на нижней поверхности крыла по направлению от фюзеляжа к законцовкам. Носовая стойка убирается поворотом назад в фюзеляжную нишу, размещенную внутри разделительной перегородки между воздушными тоннелями двигателей. В убранном положении стойки и колеса полностью закрыты створками.

Вооружение: автоматическая пушка Н-37 калибра 37 мм установлена внутри перегородки между воздушными тоннелями. Боекомплект пушки - 40 снарядов. Еще два орудия НС-23 калибра 23 мм с боезапасом по 80 снарядов на каждую размещены по бортам носовой части фюзеляжа.

Патронные ящики всех орудий расположены в верхней части фюзеляжа перед кабиной. Для регистрации результатов стрельбы все самолеты оснащены фотопулеметом С-13, укрепленным в корневой части левой консоли крыла.