www.Onthewing.ru - Самолеты Микояна и Гуревича

Самолеты Микояна и Гуревича

 

Поршневые двигатели постепенно потеряли свою привлекательность. Авиаконструкторы осознали, что пропеллер стал непреодолимым препятствием, не позволяющий истребителям развивать скорость более 900 км/ч. Гораздо большим потенциалом отличался находившийся в стадии доработки реактивный двигатель. Микоян и Гуревич решили испытать его в полете. В марте 1945 года истребитель И-250, оснащенный связкой турбореактивного и поршневого двигателей, развил скорость 825 км/ч. Еще большие скорости были возможны лишь при изменении общей аэродинамики самолета.

В 1945 году ОКБ Микояна создает легкий деревянный МиГ-8. В конструкции были использованы четыре радикальных нововведения: стреловидное крыло, толкающий воздушный винт, новые рули и шасси с носовым колесом. Стреловидное крыло , впервые испытанное на этом самолете, широко использовалось на более поздних моделях реактивных истребителей. А единственный экземпляр МиГ-8 стал почтовым самолетом.

Тем временем ОКБ продолжало экспериментировать с новыми двигателями. В 1946 году был построен опытный перехватчик И-270, оснащенный реактивным двигателем на жидком топливе. У этого самолета были невероятно высокий рабочий потолок и скорость набора высоты, но топлива ему хватало лишь на 5 минут. После того как два самолета при посадке потерпели катастрофу программа была свернута. На самолетах будущего должны были стоять более экономичные турбореактивные двигатели.

Мощности одного турбореактивного двигателя было недостаточно для полетов. Поэтому первоначальный план предполагал использования двух одинаковых двигателей размещенных под крыльями. Микоян выступил против этой, увеличивающей сопротивление, конструкции и предложил разместить двигатели внутри фюзеляжа. Сделать это было нелегко, однако усилия конструкторов не пропали даром – их творение показало прекрасный результат. Новый турбореактивный истребитель под условным названием И-300 впервые оторвался от земли в апреле 1946 года. Полет прошел успешно и испытания продолжились. В июле 1946 года во время 20-го полета на глазах высокого военного начальства самолет внезапно опрокинулся, вошел в штопор и врезался в землю. Избыточная вибрация привела к разрушению конструкции элерона и к последующей катастрофе. Инженеры уменьшили вибрацию и через месяц начались испытания усовершенствованного И-300. При попытке развить максимальную скорость, отказали рули высоты, однако удалось посадить практически неуправляемую машину. Оказалось что во всем виноваты стабилизаторы. После их модернизации самолет стал намного безопаснее. И-300 переименованный в МиГ-9 стал первым серийным советским турбореактивным истребителем.

МиГ-9

Оснащенный двумя модифицированными двигателями РД-20, которые были созданы на основе двигателей BMW, на авиапараде в Тушино в октябре 1946 года МиГ-9 развил скорость 900 км/ч и поднялся на высоту 13000 м. Таких результатов не показывал еще ни один советский турбореактивный истребитель. За этот самолет Микоян получил государственную премию – высшую награду, которую вручали за выдающиеся технические достижения.

Было создано несколько модификаций МиГ-9. В 46-м году появился учебный двухместный самолет МиГ-9УТИ. На нем испытывали первые модели опытных катапультируемых кресел, разработанных в ОКБ Микояна. Через год такие кресла стали устанавливать на серийную модель МиГ-9М. Этот истребитель, оснащенный двумя улучшенными реактивными двигателями, мог развивать скорость более 950 км/ч. Еще одна модификация МиГ-9 стала летающей лабораторией, в которой отрабатывались системы наведения, позже установленную на первой советской крылатой ракете КС-1.

Тем временем в бюро продолжались работы по использованию стреловидного крыла, которое значительно уменьшало лобовое сопротивление на сверхзвуковых скоростях. Первой конструкцией самолета, в которой удалось совместить стреловидное крыло и реактивный двигатель, стал истребитель МиГ-15.

Первый серийный МиГ-15

Проблемы с гидравлической системой управления стали причиной трудностей при посадке во время испытательных полетов в 1947 году. Однако их удалось решить и в конце года машину запустили в серийное производство. Она стала одной из самых известных и прославленных боевых машин и находилась на вооружении Cоветского Cоюза и стран восточного блока на протяжении целого десятилетия. Сначала на МиГ-15 ставили турбореактивные двигатели Нин произведенные в России по лицензии компании Роллс-ройс. Позже их заменили советскими двигателями Климова РД-45. МиГ-15 развивал скорость до 1040 км/ч и поднимался на высоту до 15000 м. Истребитель был оснащен герметичной кабиной и катапультируемым креслом пилота. МиГ-15 – самый популярный советский самолет 50-х годов, активно поставлялся за границу. В рамках широкой программы военной помощи сотни таких истребителей получил от России Китай. И Китайские и советские пилоты воевали на МиГ-15 в небе Кореи, где им приходилось сражаться с лучшим американским истребителем начала 50-х F-86 Sabre.