www.Onthewing.ru - Самолеты Микояна и Гуревича

Самолеты Микояна и Гуревича

 

МиГ-15 так широко использовался в войсках, что срочно потребовалась его учебная модификация. В 1949 году был построен двухместный МиГ-15УТИ. Также его использовали для испытаний системы катапультирования на больших скоростях, когда пилот находился под прикрытием фонаря кабины экипажа.

В конце 40-х годов решающим фактором воздушного боя авиаторы считали скорость. Поэтому перед конструкторами была поставлена задача создать самолет способный преодолеть звуковой барьер. В 1949 году на основе МиГ-15 Микоян разработал новую машину. В серию она была запущена под шифром МиГ-17. Крыло этого самолета было тоньше, чем у МиГ-15, а стреловидность на 10% больше. Подобная конфигурация, а также новые турбореактивные двигатели ВК-1 позволили значительно увеличить скорость. В горизонтальном полете новый МиГ почти достиг звукового барьера. Под крыльями были размещены дополнительные топливные баки. По традиции на свои истребители Микоян устанавливал тяжелое вооружение. МиГ-17 получил 3 авиапушки: одна калибра 37 мм и две калибра 20 мм, расположенные под воздухозаборниками. Этот простой в управлении истребитель широко экспортировался в страны восточного блока и третьего мира. Особенно хорошо он показал себя во время ближневосточного конфликта 1965 года. По огневой мощи и скорости он намного превосходил французские истребители Dassault MD-454 Mystère IV.

В начале 50-х годов в ОКБ начались работы по созданию сверхзвукового истребителя. Первая модель под шифром М, оснащенная одним двигателем получилась не слишком удачная. Лишь мастерство пилота спасло самолет, когда на высоте 1000 м отказал его двигатель. В скорее после этого был изменен силуэт самолета. На него установили два двигателя Никулина с форсажной камерой РД-9Б. Модифицированный истребитель впервые поднялся в воздух в мае 1952 года, а в 1954 году был запущен в серию под шифром МиГ-19.

МиГ-19

При стреловидности крыла в 55 градусов этот самолет легко преодолевал звуковой барьер. На таких скоростях требовалась совершенно новая система управления. На смену бесполезным в подобных условиях рулям высоты пришли управляемые стабилизаторы. Это новшество, прежде всего, было призвано облегчить работу пилота. В 1955 году базовую модель сменил модифицированный, оснащенный локатором перехватчик МиГ-19П. На этом самолете установили две пушки – на одну меньше, чем планировалось сначала, однако он нес новое средство воздушного боя – ракету типа «воздух-воздух». Это был первый вооруженный ракетами МиГ. В течении нескольких минут этот истребитель-перехватчик мог совершить взлет, подняться на высоту 18000 м, найти и уничтожить противника. Создавая на основе МиГ-19 еще несколько опытных моделей, ОКБ Микояна стремилось уменьшить время перехвата воздушных целей.

Постепенно ОКБ Микояна вышло на лидирующие позиции проектирования советских истребителей. С увеличением государственного финансирования Микоян расширял исследовательские и проектные работы. Бюро превратилось в крупное предприятие с прекрасным оборудованием и квалифицированными кадрами. В конце 50-х годов конструкторам пришлось решать новые задачи, ведь скорость их самолетов приблизилась к 2М. Казалось, что тепловой барьер преодолеть невозможно. При таких скоростях в результате перепада температур происходило разрушение фюзеляжа самолета. На полетах при скоростях в два раза превышающих скорость звука требовались принципиально новые материалы и аэродинамическая конфигурация. На экспериментальном истребителе Е-5, построенном в 1956 году, прошло испытание треугольного крыла. В горизонтальном полете самолет развил скорость 2000км/ч. За прорыв в мир скоростей, превышающих 2М, бюро пришлось заплатить дорогую цену. Пытаясь посадить Е-5, у которого отказал двигатель, погиб старший летчик-испытатель Владимир Нефедов. Каждая подобная катастрофа становилась для Артема Микояна Страшным ударом. Летчики-испытатели не просто были пилотами, прекрасно знавшими технику, но и личными друзьями главного конструктора.

В 1958 году в производство был запущен истребитель с треугольным крылом МиГ-21Ф созданный на основе Е-5. Он был предназначен для прикрытия с воздуха важных объектов, развивал скорость свыше 2М и поднимался на высоту до 17000м. Также этот самолет мог выполнять штурмовые задания. Он был вооружен укрепленными на фюзеляже пушками калибра 30мм, бомбами и ракетами на внешних держателях. В 1959 году самолет был адаптирован под ракеты К-13 класса «воздух-воздух». В начале 60-х эта модификация МиГ-21Ф13 поступила на вооружение в страны восточного блока, Финляндию и Индию.

Микояновский истребитель с треугольным крылом постоянно совершенствовался. Учебная версия МиГ-21Ф - МиГ-21У, созданная в 1961 году, и сегодня используется в летных школах. Во Вьетнаме МиГи проявили себя настолько хорошо, что ОКБ Микояна продолжало совершенствовать эту модель на протяжении двух десятилетий. На этом истребители сменили друг друга три поколения реактивных двигателей, систем управления самолетом и навигационного оборудования.

МиГ-21

С 1958 года 17 модификаций МиГ-21 серийно выпускались в СССР, Индии, Чехословакии и Китае. Эти самолеты состаяли на вооружении армии более чем 30-ти стран. Самые последние версии МиГ-21бис выпускалась до 1986 года. Однако она значительно отличалась от своих предшественниц. Мощные турбореактивные двигатели с форсажной камерой Р-25-300 позволяли самолету развивать скорость до 2,05М и подниматься на высоту до 17000м. Истребитель был оснащен современным доплеровским радиолокатором и новым катапультируемым креслом которое позволяло пилоту покидать самолет у самой земли. На МиГ-21бис была установлена 23 мм авиапушка, а под крыльями размещались четыре ракеты малого радиуса действия класса «воздух-воздух».