www.Onthewing.ru - Самолеты Микояна и Гуревича

Самолеты Микояна и Гуревича

Символом мощи советских военно-воздушных сил считается известный во всем мире истребитель МиГ. Во времена холодной войны МиГи были основным противником 3-х поколений западных самолетов. В многочисленных региональных конфликтах МиГи демонстрировали свой поразительный боевой потенциал. Каждый западный летчик умел опознавать МиГ в воздухе, однако о том, как и кем создавались эти великолепные самолеты было известно очень малым.

В 1931 году советской России исполнилось 14 лет. Экономика страны начала выбираться из пропасти, в которую ее загнали две революции и две войны. Набирало ход восстановление промышленности. В планах партии по техническому перевооружению страны особое внимание уделялось строительству самолетов. Авиация считалась не только важным фактором будущих войн, но и многообещающим видом транспорта. Вскоре новые советские самолеты установили несколько серьезных рекордов. Были совершены дальние перелеты в Европу, Китай и США. Чтобы удовлетворить потребности авиации в хорошо подготовленных инженерах, партия направила тысячи своих членов в школы авиационного специалиста. Среди них был и Артем Микоян. В 1931 году он поступил в Московскую Инженерную Академию Военно-воздушных сил им. Жуковского. Он изучал основы авиации и строения самолетов, а в 1935 году отправился на практику в Харьков.

Вернувшись в Москву и заинтересовавшись авиастроением, Микоян уговорил своих друзей попробовать построить свой собственный самолет. В 1936 году на престижной авиавыставке они представили крошечную машину под названием «Октябренок».

Первый самолет Микояна "Октябренок"

После успешного окончания академии в 1937 году Микоян был направлен в конструкторское бюро занимавшееся разработками истребителей. Придя в ОКБ Николая Поликарпова, Микоян модернизировал популярный на то время истребитель  И-16 и на его основе создал биплан И-153. Поликарпов заметил талантливого инженера и назначил его на пост руководителя работ связанных с построением моделей новых самолетов. Он считал, что менее скоростные, но более маневренные бипланы удачно дополнят в воздушном бою проворные монопланы. Сражение в небе Испании опровергло это мнение. Над Мадридом новые немецкие Messerschmitt Bf-109е справлялись и с И-16, и с И-15, удачно используя свое преимущество  в скорости.

Вследствие возникшей потребности замены истребителей Поликарпова на конкурентоспособные монопланы, Сталин отдал приказ создать несколько новых конструкторских бюро во главе с молодыми инженерами для создания истребителя нового поколения. Тем временем Артем Микоян собрал вокруг себя команду единомышленников  из числа инженеров ОКБ Поликарпова в надежде осуществить свою мечту создать суперсамолет. Один из них Михаил Гуревич станет ближайшим другом и соратником Артема Микояна.
Осенью 1939 года команда Микояна предложила проект нового истребителя под шифром И-200.

Опытный экземпляр скоростного истребителя И-200

При поддержке брата Анастаса Микояна, являющегося партийным деятелем, проект по созданию И-200 был одобрен руководством партии, которая приняла решение сформировать отдельное конструкторское бюро во главе с Артемом Ивановичем Микояном. 8 декабря 1939 считается днем основания ОКБ. Михаил Иосифович Гуревич стал заместителем Микояна.

Высокий рабочий потолок МиГа, а также скорость набора высоты играли решающую роль во время ночных вылетов на перехват бомбардировщиков. На счету у Микояновских МиГов более половины всех немецких самолетов сбитых над Москвой и Ленинградом.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, завод Микояна был эвакуирован на Волгу в Куйбышев. В марте 1942 года ОКБ получило несколько старых промышленных корпусов в Москве. В апреле началось строительство нового завода.

Несмотря на трудности, вызванные двумя переездами, Микоян и его коллеги продолжали работу по созданию очередного оригинального самолета. В 1941 году был построен ДИС-200 – двухмоторный истребитель сопровождения с дальностью полета 2700 км. Его успешно испытали, но в производство так и не запустили. Несмотря на то, что выпуск МиГ-3 был прекращен, Микоян продолжал совершенствовать свой истребитель. Прежде всего он оснастил самолет двигателем с воздушным охлаждением Швецова АШ-82. Ранее этот двигатель устанавливался на истребителях ЛА-5, которые прекрасно показали себя в небе Сталинграда. Самолет Микояна с двигателем Швецова И-211 был построен в 1943 году. Результаты испытаний были неплохими, однако на вооружении находился истребитель Лавочкина с таким же двигателем. Поэтому в боях приняло лишь 10 самолетов И-211. Затем последовало еще несколько истребителей-перехватчиков. Благодаря усовершенствованным двигателям эти самолеты развивали скорость до 700 км/ч и поднимались на высоты до 14000 м. На них были установлены герметичные кабины, несколько топливных баков и 4 авиационных пушки. Хотя в серийное производство ни один из этих перехватчиков так и не поступил, их лучшие качества были использованы в разработке послевоенных реактивных истребителей.