www.Onthewing.ru - Истребитель-перехватчик Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15

 

Модификации

Прототипы Су-15 (Т58Д)

Построены три прототипа для летных испытаний: Т58Д-1, Т58Д-2 и Т58Д-3. Первый прототип начат постройкой как однодвигательный, завершен в варианте с двумя двигателями, РЛС отсутствует. В 1965 году на Т58Д-1 установили новое крыло и дополнительный подъемный двигатель, после чего самолет получил обозначение Т58ВД. На Т58Д-2 установили РЛС «Орел-Д», объем носовой части фюзеляжа в сравнении с Т58Д-1 увеличен. Летную карьеру самолет завершил как летающая лаборатория Т58Л, в 1974 году передан в музей ВВС в Монино. Поджатие фюзеляжа Т58Д-3, выполненное с учетом правила площадей, уменьшено в сравнении с первыми двумя прототипами, у которых оно было выполнено в расчете на установку одного двигателя.

Одноместные серийные модификации

Су-15 (Т58Д, «изделие 37») первых выпусков

Первый серийный Су-15 (заводское обозначение «изделие 37») собрали на заводе в Новосибирске в феврале 1966 года, первый полег самолет выполнил 6 марта. Серийно первый вариант Су-15 выпускался в 1966-1970 годах. Внешне первые серийные самолеты почти не отличались ОТТ58Д-3.

Су-15 (Т58Д, «изделие 37»)  поздних выпусков

Су-15, начиная с самолетов 11 производственной серии, получили крыло с изломом по передней кромке, угол стреловидности внешних частей крыла был уменьшен до 45°. Новое крыло несколько улучшило взлетно-посадочные данные перехватчика. Впервые новое крыло установили в 1966 году на Т58Д-1. Су-15 поздней постройки оборудовались системой сдува пограничного слоя с закрылков; отбор воздуха для системы СПС осуществлялся от доработанных двигателей Р-11Ф2СУ-30О. Установлена РЛС «Орел-М». В середине 1970-х годов ассортимент вооружения расширен за счет УР «воздух - воздух» малой дальности Р-60, для подвески которых под крылом монтировались дополнительные внешние пилоны, а также подвешиваемых на подфюзеляжных пилонах двух контейнеров УПК-23-250 с двуствольной 23-мм пушкой (впервые встроенная пушка ГП-9 была испытана на Су-1 5 в 1966 году, но тогда от пушечного вооружения перехватчика отказались).

Су-15Т (T58T, «изделие 37М»)

Вариант перехватчика с новой РЛС «Тайфун». Первый полет на прототипе Т58Т (Т -Тайфун) выполнил 31 января 1969 года летчик-испытатель В.А. Кречетов. В 1970-1971 годах в Новосибирске построено 10 «изделий 37М». От Су-15 самолет Су-15Т отличался также обновленным БРЭО, удлиненной носовой опорой шасси, более мощными двигателями Р-13-300, воздухозаборниками увеличенного сечения.

Су-15ТМ (Т58ТМ, «изделие 37М»)

Развитие Су-15Тс РЛС «Тайфун-М» (РП-26). Первые два серийных Су-15ТМ были собраны в Новосибирске в 1971 году, но полномасштабное производство началось лишь в 1975 году. Войсковые испытания Су-15ТМ завершены в 1978 году. Антенна РЛС «Тайфун-М» на самолетах 8-й и более поздних производственных серий закрыта обтекателем оживальной формы (на более ранних Су-15 обтекатель имел форму конуса), что снизило максимальную скорость самолета, но улучшило прохождение электромагнитного сигнала через конус. Увеличена мощность бортовых источников электропитания.

Су-15ТМ

Под фюзеляжем, кроме пушечных контейнеров и ПТБ, допускается подвеска бомб общей массой до 500 кг, баков с зажигательной смесью, НАР крупного калибра или двух блоков НАР. Подобно Су-15 поздней постройки Су-15ТМ оснащен новым крылом с изломом по передней кромке и полностью автоматической системой наведения с земли. Силовая установка - два ТРДФ Р-13-300.

Двухместные серийные модификации

Су-15УТ (У58Т, «изделие 42»)

Проектирование двухместной учебно-тренировочной модификации перехватчика Су-15 началось в 1965 году. Изначально предусматривалось оснащение спарки полноценной РЛС, как у перехватчика. Однако в 1967 году приняли решение о разработке тренировочного варианта У58Т без РЛС. Первый полет на прототипе У58Т выполнил 26 августа 1968 года Е.К. Кукушев. Су-1 БУТ серийно строился в Новосибирске в 1970-1972 годах. Фюзеляж под размещение второй кабины для инструктора удлинен на 45 см, изменен состав БРЭО, уменьшена емкость фюзеляжных топливных баков. Управление самолетом полностью сдублировано. РЛС отсутствует, возможность подвески «боевых» ракет не предусмотрена - допускается подвеска только массогабаритных макетов УР Р-98.

Су-15УМ (У58ТМ, «изделие 43»)

Двухместная модификация для обучения и тренировки летчиков перехватчиков Су-15ТМ. Первый полет на прототипе спарки выполнили в Новосибирске 23 апреля 1976 года заводские летчики-испытатели В.Т. Выломов и В.А. Белянин. Кабина для инструктора оборудована за счет уменьшения емкости фюзеляжных баков, длина спарки осталась такой же, как у боевых Су-15ТМ. РЛС отсутствует, но возможность подвески УР «воздух-воздух» сохранена. Серийно Су-1 5УМ строился в Новосибирске в 1976-1979 годах.

Су-15УМ

Всего в Новосибирске построено порядка 1400 самолетов Су-15 всех модификаций.