www.Onthewing.ru - Истребитель-перехватчик Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15

 

Экспериментальные и опытные варианты

Т58М

Под обозначением Т58М велось проектирование фронтового бомбардировщика, в дальнейшем получившего известность какСу-24.

Т58ВД

В 1966 году на первый прототип Т58Д-1 установили два подъемных двигателя РД36-35, предназначенные для сокращения длины взлета. Доработанный самолет получил обозначение Т58ВД (ВД - вертикальные двигатели) и был использован по программе разработки и испытаний Т58М. Первый полет Т58ВД выполнил 6 июня 1966 года, испытания завершены в 1967 году. Установку дополнительных подъемных двигателей сочли нецелесообразной. Т58ВД демонстрировался на воздушном параде 6 июля 1967 года в Домодедово.

Т-58ВД

Т58Р

На Т58Р проводилась отработка РЛС бокового обзора «Рельеф» для разведчика Су-24МР, первый полет Т58Р выполнил в мае 1972 года.

Су-15бис (Т58бис)

На одном серийном Су-15ТМ были установлены ТРДФ Р-25-300, после чего самолет получил обозначение Т58бис От штатных для Су-15ТМ двигателей Р-13Ф-300 новые движки отличались возможностью работы в течение 3 минут на чрезвычайном режиме. Самолет проходил летные испытания в 1972 году. В серийное производство не передавался из-за приоритетности оснащения двигателями Р-25-300 истребителей МиГ-21бис.

У58Б

Двухместный перехватчик/учебно-тренировочный самолет У58Т проектировался параллельно со спаркой У58Т. Первый полет прототип У58Б выполнил 24 июня 1970 года, в серийное производство не передавался, так как заказчик предпочел более простой вариант без РЛС. На У58Б установлена РЛС «Тайфун». На летающих лабораториях, модернизированных из Су-15, выполнялись различные летные эксперименты, отрабатывались дозаправка в воздухе и лыжное шасси; испытывались устройства отстрела тепловых ловушек; проводились работы по исследованию запасов устойчивости и управляемости самолета в полете. В начале 1980-х годов на ЛЛСу-15 была установлена боковая ручка управления.

 

Эксплуатация

Традиционно первые серийные Су-15 поступили в 148-й Центр переучивания летного состава авиации ПВО в Саваслейке. Среди строевых частей пионером в освоении Су-15 стал 611-й И АП ПВО, дислоцированный в Дорохово (Бежецк, Калининская область). В параде 1967 года приняли участие шесть Су-15. На одном, полностью окрашенном в черный цвет, проход на малой высоте выполнил B.C. Ильюшин, пять же других перехватчиков прошли в плотном строю. Эти пять самолетов и стали первыми Су-15 611-го ИАП. В Дорохово перехватчики Су-15 перелетели в июле 1967 года. В 1967-1969 годах на базе 2-й эскадрильи 611 -го ИАП проводились войсковые испытания комплекса перехвата Су-15-98. Впервые на боевое дежурство по защите воздушных рубежей СССР экипажи Су-15 заступили 30 октября 1968 года в Бежецке.

Постепенно Су-1 5 вытеснили из строевых частей авиации ПВО перехватчики Су-9/11, МиГ-17 иЯк-25, причем в отдельных частях несколько типов перехватчиков эксплуатировались параллельно в течение нескольких лет. Так, 611-й ИАП полностью перевооружили с МиГ-17Ф и Як-25 на Су-1 5 в 1969 году. Су-15 состояли на вооружении авиаполков, дислоцированных от Балтийского моря до Тихого океана. Самые «восточные» Су-15 находились в Анадыре. Они летали на перехват аэростатов, сопровождение самолетов НАТО. «Типовой», так сказать, целью являлись американские разведчики Р-3 «Орион». Удержаться в одном строю с Р-3 получалось не всегда, так как скорость сваливания «Ориона» меньше, чем у Су-15. Если экипаж «Ориона» выпускал при двух работающих двигателях механизацию крыла и шасси, Су-15 неминуемо проскакивал вперед, а попытка удержаться в одном строю оборачивалась потерей высоты в несколько сот метров на скольжении Между тем в 1980-е годы подобные «игры» велись на очень небольших высотах.

Су-15 принял участие в двух, пожалуй, самых скандальных эпизодах холодной войны в воздухе. 20 апреля 1978 года капитан А. Босов из 431 -го ИАП ПВО (аэродром Африканда) на Су-15ТМ перехватил Боинг 707 южнокорейской авиакомпании KAL. Боинг выполнял рейс из Парижа в Канаду, но почему-то оказался в воздушном пространстве СССР. Ракетой Р-60 А. Босов вывел из строя один двигатель Боинга. Корейский экипаж сумел посадить лайнер на лед озера Корпиярви. 1 сентября 1983 года майор Г. Осипович сбил в районе Сахалина Боинг 747 компании KAL; это трагедия широко освещалась в СМИ, но тайн в ней до сих пор осталось немало. В начале 1970-х годов несколько Су-15 перебросили в Египет для обеспечения ПВО Каира, в боевых действиях они не применялись.

Аварийность Су-15 в первые годы эксплуатации была высокой, сказывались «детские болезни» конструкции и сложность управления на взлетно-посадочных режимах, унаследованная от Су-9 и Су-11. Однако к началу 1980-х годов Су-15 стал одним из самых надежных перехватчиков ПВО страны.

В 1980-х годах начался процесс замены Су-15 на МиГ-23П, который в отличие от Су-15 обладал возможностью выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земли. В 1 990 году Су-15 состояли на вооружении семи «европейских» полков: 62-го (Бельбек, Украина), 153-го (Моршанск), 166-го (Сандар, Грузия), 265-го, 431-го (Африканда), 611-го (Дорохово) и 636-го (Краматорск, Украина) - всего 230 самолетов (еще 90 Су-15 дислоцировались в азиатской части СССР). Утилизация Су-15 началась в марте 1993 года в Самаре. После распада СССР Су-15 62-го и 636-го ИАП достались Украине. Перехватчики получили опознавательные знаки украинских ВВС, но в украинских цветах почти не эксплуатировались. В ВВС РФ Су-15 сняли с вооружения к середине 1990-х годов.

 

Окраска

Большую часть своей карьеры перехватчики Су-15 летали неокрашенными - цвета натурального металла. Перед козырьком фонаря кабины для снижения бликообразования накрашивалась полоса черного цвета. Обтекатель РЛС и радиопрозрачная законцовка киля красились в зеленый цвет. В начале 1980-х годов с изменением тактики действий ИА ПВО (переход с больших высот на малые) Су-15 получили трехцветную камуфляжную окраску из пятен коричневого и зеленого цветов; форма и размер пятен строго не регламентировались. Нижние поверхности самолета окрашивались в светло-голубой цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд красного цвета с бело-красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера, как правило, красного или голубого цвета с белой окантовкой, наносили на воздухозаборники двигателей. Индивидуальная символика на самолетах авиации ПВО встречалась еще реже, чем на самолетах ВВС CCCР где искусство «nose art», мягко говоря, не приветствовалось. Тем не менее, в некоторых полках Су-15, возможно, имелись именные самолеты, названные в честь однополчан - Героев Советского Союза.

 

 Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №33, 2012.