www.Onthewing.ru - Истребитель-перехватчик Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15

Су-15 продолжил линию развития перехватчиков Су-9 и Су-11. Все эти самолеты были спроектированы в ОКБ П. О. Сухого под руководством Н.Г. Зырина.

Боевая эффективность перехватчика во многом определяется характеристиками установленной на нем РЛС, а параметры РЛС, в свою очередь, зависят от диаметра антенны. Диаметр антенны РЛС самолетов Су-9 и Су-11 ограничивался сечением центрального тела осесимметричного воздухозаборника двигателя. Чтобы повысить эффективность РЛС требовалось кардинально изменить компоновку перехватчика. Исследования самолета с боковыми воздухозаборниками и «свободной» носовой частью фюзеляжа для установки антенны РЛС начались на суховской фирме в конце 1950-х годов. На опытных машинах П-1 и Т-49 исследовались воздухозаборники различной конфигурации. Прототипы Т-3 иТ-5 использовались для испытаний силовой установки. На Т-3 стоял один ТРДФ АЛ-9, на Т-5 -два Р-11Ф-300. В конечном итоге, как более надежный выбрали вариант с двумя ТРДФ.

Задание на разработку самолета Су-15 ОКБ получило в 1960 году. Самолет являлся частью комплекса перехвата Су-15-40, в состав которого также входили система управления вооружением «Вихрь-П» и УР «воздух — воздух» К-40. На фирме проект получил обозначение Т58.

Проектирование велось в непростых условиях хрущевских реформ вооруженных сил. когда проектирование новых самолетов запретили. Но, с другой стороны, ОКБ Сухого было заинтересовано в глубокой модернизации Су-11. Такой подход позволял ОКБ вернуть себе серийный завод в Новосибирске, на котором после снятия с производства Су-11 уже наладили выпуск Як-28П - прямого конкурента Су-15.

Первый прототип Т58Д-1 начали строить как однодвигательный (под ТРДФ АЛ-7Ф2), но в процессе изготовления конструкцию хвостовой части фюзеляжа переделали под установку двух ТРДФ Р-11Ф2С-30О. Изменили состав целевого оборудования и вооружение. Теперь перехватчик создавался под РЛС «Орел-Д58» (РП-15)иУРР-98М (К-8М).

Первый полет на Т58Д-1 выполнил летчик-испытатель B.C. Ильюшин 30 мая 1962 года. В летных испытаниях принимали участие еще два прототипа. По ходу испытаний в конструкцию самолета вносились изменения. Государственные испытания перехватчик проходил в ГНИКИ ВВС в Ахтубинске с 1963 по 1965 год. Самое непосредственное участие в испытаниях перехватчика принял командующий авиацией ПВО маршал Е.Я. Савицкий. По результатам испытаний Су-15 существенно превзошел Як-28П. Комплекс перехвата Су-15-98 принят на вооружение истребительной авиации войск ПВО страны (ИА ПВО) в 1965 году.

Су-15

 

Конструкция

Су-15 представляет собой низкоплан с однокилевым стреловидным хвостовым оперением. В конструкции планера используются в основном алюминиевые сплавы. Конструктивно планер Су-15 имеет много общего с планерами перехватчиков Су-9 и Су-11, первые серийные Су-15 оснащались крылом от Су-11.

Фюзеляж: типа полумонокок, выполнен с учетом правила площадей, разделен на носовую и хвостовую части. В носовой части установлена РЛС, размещена кабина экипажа, ниша носовой опоры шасси и топливные баки. Кабина летчика закрыта каплеобразным фонарем с неподвижным козырьком и сдвижным назад колпаком. Катапультное кресло КС-4 обеспечивает спасение летчика при скорости самолета не менее 140 км/ч в диапазоне высот от 0 до 20 000 м. В хвостовой части фюзеляжа размещены двигатели и установлены четыре тормозных щитка.

Крыло:   треугольной в плане фермы, стреловидность по передней кромке составляет 60е. Консоли крыла имеют небольшую отрицательную V-образность (-2°). НаСу-15, начиная с 11-й производственной серии, монтировалось крыло увеличенного размаха с изломом по передней кромке. На верхней поверхности крыла установлены небольшие аэродинамические гребни. Механизация крыла состоит из элеронов и закрылков. Закрылки оборудованы системой сдува пограничного слоя.

Хвостовое оперение: состоит из киля с рулем направления и цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора.

Шасси:  трехопорное, убираемое, с носовой опорой. Все опоры одноколесные. Носовая опора убирается в фюзеляж. Основные опоры далеко разнесены от продольной оси самолета; убираются в ниши крыла и фюзеляжа.

Системы управления: в контур системы управления включены необратимые гидроусилители. Управление осуществляется отклонением руля направления, элеронов и консолей стабилизатора (синхронно по тангажу и дифференциально по крену). Органы управления традиционные - РУС, педали и РУДы.

Силовая установка: два двигателя Р11-Ф2СЗОО тягой на форсаже по 6200 кгс установлены бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборники боковые, регулируемые, оборудованы панелями для отвода пограничного слоя воздуха. Топливо размешается в трех фюзеляжных и двух крыльевых баках, допускается подвеска двух дополнительных баков емкостью по 600 л на подфюзеляжных пилонах. Емкость внутренних баков 6860 л.

БРЭО: перехватчик оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами. Навигационное оборудование включает маркерный радиоприемник, автоматический радиокомпас, курсовую систему КСИ-6. В состав целевого оборудования входит РЛС «Орел-Д», система полуавтоматического наведения с наземного КП «Лазурь-Д».

Вооружение: автоматическая пушка Н-37 калибра 37 мм; две УР «воздух-воздух» средней дальности Р-8М. штатно подвешивались одна ракета с тепловой ГСН и одна с радиолокационной ГСН. В середине 1970-х годов вооружение дополнили УР «воздух - воздух» малой дальности Р-60 (до четырех). Предусмотрена возможность подвески на пилонах под фюзеляжем двух контейнеров УПК-23-250 с 23-мм двуствольными пушками или 250-кг бомб (на практике бомбы подвешивали в исключительных случаях).

Комплекс перехвата Су-15-98 способен перехватывать воздушные цели в диапазоне высот от 500 м до 23 000 м, летящие со скоростью до 2000 км/ч (при атаке в переднюю полусферу) или до 16 000 км/ч (при атаке в заднюю полусферу).