www.Onthewing.ru - Советский истребитель-бомбардировщик Су-17

Советский истребитель-бомбардировщик Су-17

9 июля 1967 года в подмосковном Домодедово состоялся воздушный парад. Там на ряду с серийными боевыми самолетами были показаны и прототипы новейших машин, несколько лет спустя составивших основу советских военно-воздушных сил. Среди них был и прототип будущего Су-17 - одноместный истребитель-бомбардировщик, созданный на базе Су-7Б. Новый самолет отличало одно техническое новшество - крыло изменяемой стреловидности.

Су-17

Повальное в ту пору увлечение крылом изменяемой стреловидности не было праздным. Оно при некотором усложнении и утяжелении конструкции давало массу преимуществ. Если сравнивать характеристики нового Су-17 со старым Су-7Б, то их улучшение произошло по всем параметрам. Посадочная скорость существенно снизилась, длина разбега на взлете и пробега после посадки уменьшились в два раза. Крыло изменяемой стреловидности позволило оптимизировать режимы полета, что положительно сказалось на дальности.

К началу 70-х безрассудная гонка за скоростью прекратилась. Для самолетов истребительно-бомбардировочной авиации более важными стали считать не высотно-скоростные данные, а радиус действия, возможность базирования на коротких, малоподготовленных аэродромах, солидный вес боевой нагрузки, эффективность при поражении наземных целей. Можно сказать, истребители бомбардировщики становились более штурмовиками, чем истребителями. Тенденция эта очень наглядно прослеживается в развитии семейства самолетов Су-17.

Су-17

Су-17 приняли на вооружение в 1970 году. Вслед за ним появился Су-17М. За счет установки более мощного двигателя возросла тяговооруженность. Это, в свою очередь, позволило поднять вес боевой нагрузки. Через три года на испытания вышел Су-17М2. Он имел немного удлиненный фюзеляж и обновленный состав прицельно-навигационного оборудования. Расширили номенклатуру вооружения класса "воздух-поверхность". В арсенале появились управляемые ракеты с лазерной системой наведения. Следующим в ряду стал Су-17М3. Начиная с этой модификации, суховцы частично решили проблему плохого обзора, унаследованного еще от Су-7Б. Для этого носовая часть фюзеляжа была несколько отклонена вниз. Помимо этого, увеличили запас топлива на борту. Верхом на этом эволюционном пути стал истребитель-бомбардировщик Су-17М4. Выпускаться он начал в 1981 году.

Снижение требований к скоростным характеристикам привело к облегчению и упрощению конструкции самолета, как результат - боевая нагрузка выросла до 4 т. Эта машина черт истребителя почти уже не имела. Самолет фактически был легким бомбардировщиком.

Для машин подобного назначения одним из основных приемов было бомбометание с пикированием. Эффективность этого способа была известна еще с Второй Мировой войны. Но осваивались и новые тактики. Например, сброс бомб с кабрирования. Если при пикировании самолет устремлен вниз, то при кабрировании наоборот - вверх. После того как бомба отцепляется, машина быстро удаляется. Бомба еще некоторое время продолжает набирать высоту, а потом практически отвесно падает на цель. Способ этот при некоторой сложности прицеливания обладает рядом преимуществ. Он позволяет не заходить атакующему самолету в зону ПВО. Кроме того, дает ему возможность удалиться от места взрыва на безопасное расстояние. Последнее обстоятельство важно при использовании мощных зарядов, вроде тактической ядерной бомбы.

Для обучения всем этим способам боевого применения был создан двухместный учебно-боевой вариант самолета Су-17. Всего за 20 лет самолетов семейства Су-17 построили около 1200.