www.Onthewing.ru - Бомбардировщик Су-2

Бомбардировщик Су-2

 

Су-2 М-87

На первых 30 серийных экземплярах Су-2 стояли двухрядные 14-цилиндровые моторы М-87, гораздо более мощные, чем М-62.

Один из первых серийных Су-2

Кроме того, с целью экономии дюраля, дефицит которого начал ощущаться еще до войны, Сухого обязали спроектировать для самолета деревянный фюзеляж. Это вызвало некоторое утяжеление конструкции, но оно компенсировалось существенным повышением энерговооруженности.

Еще одним серьезным изменением стало ослабление стрелкового вооружения. В 1940 году руководство ВВС выбрало в качестве перспективного штурмовика бронированный БШ-2 (будущий Ил-2), а за Су-2 оставили роль ближнего бомбардировщика. Поскольку считалось, что для такого самолета главное не пулеметы, а бомбы, с него убрали два крыльевых ШКАСа, а заодно и люковую установку.

Су-2 М-88

В 1940 году на базе М-87 был создан мотор М-88, обладавший улучшенной высотностью за счет установки двухскоростного центробежного нагнетателя. Вскоре такие моторы начали устанавливать на дальние бомбардировщики ДБ-ЗФ (Ил-4) и на Су-2.

В марте 1941 года башенную турель МВ-5, имевшую почти круговой обстрел, заменили облегченной и упрощенной турелью ТСС-1 со значительно более узкими секторами обстрела. Сверху она закрывалась прозрачным козырьком, который перед открытием огня требовалось сдвинуть вперед. Новая пулеметная установка обеспечила выигрыш в аэродинамике и некоторый прирост скорости, незащищенность самолета еще более снизилась.

Примерно в это же время с целью дальнейшего облагораживания обводов Су-2 маслорадиатор, ранее свисавший под капотом, перенесли в центроплан, а форму всасывающего патрубка двигателя сделали более плавной. Самолет с такими нововведениями иногда называли Су-2М (модифицированный).

С началом войны в конструкцию машины пришлось вносить экстренные изменения.
Во-первых, нехватка Ил-2 нередко вынуждала применять Су-2 в качестве штурмовика. Четыре пулемета при обстрелах наземных целей лучше, чем два, а потому уже в июле 1941 года самолет начали выпускать с четырьмя ШКАСами в крыльях. Также вернули на место турель МВ-5 и снова начали монтировать люковые установки, поскольку немецкие истребители зачастую атаковали снизу.

Во-вторых, воздушные бои показали, что бронезащита экипажа, особенно штурмана, абсолютно недостаточна. К августу проблему удалось частично решить путем внутренней установки броневых накладок на днище и бортах фюзеляжа в районе задней кабины.

Су-2 М-88 выпускался до октября 1941 года, всего построено 811 самолетов этой модификации.

Су-2 М-82

Усиление вооружения и установка брони вызвали заметный рост массы машины, а он в свою очередь привел к ухудшению летных данных. Для исправления ситуации Су-2 оснастили двигателем М-82 - самым мощным на тот момент советским серийным мотором воздушного охлаждения. С этим мотором, развивавшим до 1330 л.с, характеристики бомбардировщика не только вошли в норму, но и значительно повысились.

Первые два экземпляра Су-2 М-82 построили и облетали в Харькове в сентябре 1941 -го, но развертыванию серийного производства помешала срочная эвакуация авиазавода № 135 в связи с приближением к городу немецко-фашистских войск. В октябре завод эвакуировали в Пермь, а вскоре туда же прибыли эшелоны с вывезенным из Долгопрудного имуществом завода № 207. Оба предприятия слили в единый комплекс, оставив за ним номер 135, но с возобновлением производства возникли большие сложности. При эвакуации под бомбежками значительная часть оборудования была утрачена, рабочих тоже вывезли далеко не всех.

Су-2 М-82 на лыжном шасси

В результате на новом месте так и не удалось выйти на нормальный режим работы - за несколько месяцев с огромным трудом собрали всего 58 бомбардировщиков. Помочь заводу было нечем, поскольку людей и станков не хватало у всех. В январе 1942 года Комитет обороны, изучив ситуацию, принял беспрецедентное решение: выпуск Су-2 прекратить, авиазавод № 135 расформировать, а оборудование и кадры распределить между другими предприятиями.

 

Эксплуатация

Бомбардировщики Сухого начали поступать в войска осенью 1940 года. Первые 16 машин получил 135-й бомбардировочный авиаполк (БАП), созданный специально под Су-2. Свой номер он получил в честь 135-го авиазавода. В полку отрабатывалась тактика боевого применения новой машины и методики ее наземного обслуживания. Одновременно он служил учебным центром для подготовки экипажей, которые потом распределялись по другим полкам. Там постоянно присутствовали представители Харьковского завода, устраняя выявленные в ходе полетов неполадки, неизбежные для любой новой машины.

Вслед за 135-м на Су-2 полностью или частично перевооружились 43-й, 97-й, 210-й, 211-й, 226-й и 227-й БАП. К началу войны в западных приграничных военных округах насчитывалось 195 самолетов Су-2, однако только 132 из них считались боеготовыми, а остальные были либо неисправны, либо не освоены летным составом. Еще 124 бомбардировщика находились в Харьковском военном округе и 85 - на заводских аэродромах.

Первый боевой вылет на Су-2 в Великой Отечественной войне совершили восемь экипажей 211 -го БАП Одесского военного округа. Уже 22 июня они сбросили бомбы на скопление румынских войск у переправы через реку Прут. Несмотря на стрельбу зениток, вылет завершился без потерь.