www.Onthewing.ru - Бомбардировщик Су-2

Бомбардировщик Су-2

 

Гораздо труднее пришлось бомбардировщикам Западного и Юго-Западного фронтов, против которых действовали более многочисленные немецкие зенитки и истребители Люфтваффе. 26 июня 25 экипажей 97-го БАП с малых высот нанесли удар по колонне танков у города Слоним. Над целью их встретили плотный зенитный огонь и атаки Мессершмиттов. В результате 10 Су-2 были сбиты, еще два вернулись с большими повреждениями.

Другие полки, воевавшие на Су-2, тоже несли тяжелые потери - так, 43-й БАП за первые две недели боев лишился почти всех своих самолетов. Погибли или пропали без вести 33 пилота и штурмана, в том числе опытные летчики - ветераны войны с Финляндией.

29 июня 12 Су-2 из 227-го полка при возвращении с бомбометания подверглись атаке восьмерки Мессершмиттов. Немцам удалось сбить шесть бомбардировщиков, включая самолет командира эскадрильи майора Колокольникова.

Воздушные бои показали, что Су-2 довоенной постройки не в состоянии эффективно обороняться от истребителей, а собственных истребителей для сопровождения бомбардировщиков остро не хватало, большинство из них сгорело на аэродромах в первые дни войны. Поэтому экипажам Су-2, как правило, приходилось летать без прикрытия. Не менее серьезную угрозу представляли малокалиберные автоматические зенитки, которые вели смертоносный огонь по летящим на малой высоте самолетам.

Особенно трудно приходилось штурманам. Летчики спереди были частично защищены двигателем, а сзади - бронеспинкой, штурманы же не имели никакой защиты. Неудивительно, что они гибли значительно чаще, чем пилоты. Нередко бывали случаи, когда летчики возвращались с заданий, привозя на аэродром убитых напарников в изрешеченных кабинах.

Но, несмотря на высокую уязвимость своих машин и смертельный риск, экипажи Су-2 продолжали наносить удары по врагу. 22 июля две эскадрильи Су-2 из 211 -го БАП ценой гибели восьми экипажей уничтожили румынскую переправу через Днестр и взорвали автоколонну с боеприпасами. Летчики 210-го БАП разбомбили немецкие артиллерийские позиции, обеспечив выход из окружения 17-го стрелкового корпуса.

К концу июля из 117 Су-2, имевшихся к началу войны на Юго-Западном фронте, осталось 39, но интенсивная работа Харьковского завода пока еще позволяла восполнять потери.

В августе на фронт начали поступать Су-2 с усиленным вооружением и бронезащитой. Это сказалось на результатах воздушных боев. 11 августа стрелки Су-2 впервые сумели отразить атаки Мессершмиттов, сбив два вражеских истребителя, а 26 августа летчик Безносов сбил еще один «мессер» огнем из крыльевых пулеметов. 29 августа экипажи 227-го БАП частично отомстили за потери в предыдущих боях, разбомбив аэродром Белая Церковь и уничтожив на земле 10 немецких самолетов.

И все же боевая эффективность Су-2 в целом оказалась невысокой. Как штурмовик он проигрывал Ил-2, обладавшему мощным бронированием и пушечным вооружением. А в качестве бомбардировщиков предпочтительнее выглядели двухмоторные Пе-2 и Ту-2, способные летать дальше и поднимать больше бомб.

К концу сентября количество Су-2 на советско-германском фронте составляло 116 машин, но после эвакуации авиазаводов и сворачивания производства их численность начала быстро сокращаться. Возмещать боевую убыль стало нечем. Последнюю партию Су-2 авиаторы получили в марте 1942 года, из них сформировали 826-й авиаполк, воевавший на Дону.

Тем временем большинство авиаполков, ранее воевавших на «Сухих», перевооружили на штурмовики Ильюшина. А для нескольких десятков уцелевших в них Су-2 нашлось новое применение. Эти самолеты весьма удачно проявили себя в качестве корректировщиков арт-огня, и из них начали формировать корректировочные звенья, а затем - эскадрильи. Просторная кабина Су-2 с отличным обзором и наличие на борту мощной радиостанции способствовали успешной работе воздушных наводчиков. В качестве артиллерийских разведчиков и корректировщиков Су-2 прослужили до конца 1943 года, когда последние из них списали из-за износа.

Су-2 в "снежном" комуфляже

Су-2 был создан по устаревшей концепции фронтового ударного самолета, в которой не уделялось должного внимания бронированию и защитному вооружению боевых машин. Поэтому подлинным «Ивановым» - самым распространенным и массовым самолетом на советско-германском фронте - суждено было стать не ему, а прославленному «летающему танку» Ил-2.

 

Окраска

Прототипы СЗ-1, СЗ-2 и СЗ-3, судя по фотоснимкам, были окрашены в белый, светло-серый или светло-голубой цвета. К сожалению, точных данных на этот счет не сохранилось.

Серийные Су- 2 предвоенной сборки, как и все остальные советские боевые самолеты того периода, красили сверху и с бортов защитной темно-зеленой нитро эмалью, а снизу - светло-голубой. В голубой цвет также окрашивали элементы колесного шасси и зимние лыжи. Интерьер кабины был светло-серый, приборные доски - черные.

Красные звезды в тонкой черной окантовке, либо без нее, наносили на борта фюзеляжа между турелью и килем, а также на консоли крыла сверху и снизу. В таком виде самолеты поступали с заводов, а уже в полках на рули направления обычно наносили белой, желтой или красной краской тактические номера, состоявшие из одной или двух цифр. Иногда над номером рисовали дополнительную звездочку небольшого размера.

После начала войны для улучшения маскировки на верхние и боковые поверхности нанесли камуфляжные пятна черного цвета. Впрочем, на некоторых черно-белых фотографиях тех времен эти пятна выглядят заметно светлее, чем, если бы они были черными. Возможно, иногда вместо черного пигмента использовали серый, коричневый или охру.

Зимой 1941 -1942 годов самолеты покрывали легкосмываемыми белилами на основе известки. К весне эта временная окраска частично стиралась, особенно в тех местах, к которым постоянно прикасались механики при заправке, техобслуживании и ремонте. Дольше всего она сохранялась на оперении. После схода снежного покрова остатки зимнего камуфляжа смывали.