www.Onthewing.ru - Бомбардировщик Су-2

Бомбардировщик Су-2

История самолета началась в середине 30-х годов и назывался он тогда вовсе не Су-2. Имен было много – АНТ-51, СЗ, «Иванов», ББ-1. И за каждым из названий своя маленькая история.

АНТ : не трудно догадаться, что это расшифровывается как Андрей Николаевич Туполев. В его конструкторском бюро было несколько бригад, одну из которых возглавлял Павел Сухой. Именно бригадой Сухого были спроектированы рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37. На АНТ-25 экипаж Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили выдающиеся перелеты через Северный полюс в Америку. На АНТ-37 экипаж Валентины Гризодубовой установил женский мировой рекорд дальности – 5000 км. Это были не просто рекордные самолеты – это были символы страны советов.

В конце 36-го года Туполеву поручили новый самолет. Его разработку он доверил бригаде Сухого. Машину назвали АНТ-51. А задание было важное – его курировал сам Сталин. Так в обозначении самолета появились буквы СЗ – Сталинское задание. Внимание вождя к новому самолету не было случайным. В то время военная доктрина советского союза предполагала прорыв вражеской обороны на всю ее глубину и авиации в этом деле отводилась одна из главных ролей. С дальними тяжелыми бомбардировщиками все было понятно, бомбовозы Туполева закрывали эту нишу полностью. С фронтовой авиацией были проблемы, сил и средств на все не хватало, поэтому военно-политическое руководство страны приняло решение создать универсальный фронтовой самолет. Задача не самая простая, поскольку машину предполагалось применять как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик и даже как истребитель сопровождения. Требовался дешевый, а главное, массовый самолет.

По одной из версий Сталин сформулировал задачу так:  « Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов». Видимо отсюда возникло еще одно название – «Иванов». «Иванов» - это был телеграфный позывной Сталина. Так именовались и самолеты, проектируемые в рамках сталинского задания.

В конкурсе участвовали ведущие советские авиаконструкторы. Наиболее удачная машина получилась у Павла Сухого.

25 августа 1937 года летчик-испытатель Михаил Громов совершил на самолете первый полет. По  результатам испытаний самолет был одобрен и запущен в серию. Теперь он именовался ББ-1 – ближний бомбардировщик. Именно бомбардировка стала основным назначением самолета.

1939 году, когда ББ-1 осваивали в производстве, бригада Павла Сухого стала самостоятельным ОКБ.

В конце 1940 года все советские самолеты стали называть по фамилии конструкторов с добавлением номера. Истребителям присвоили нечетные числа, всем остальным – четные.

Прототип СЗ-3

Су-2 представлял собой свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. Правда, выпускали его не цельнометаллическим, как предусматривалось заданием, а смешанной конструкции, реальность внесла свои коррективы. В целом самолет имел продуманную конструкцию. Мог брать достаточно большой бомбовый груз. 400 кг бомб подвешивались в бомболюках, остальные – на внешней подвеске. Четыре пулемета находились в крыле – по два на каждой консоли.  Один был установлен в кабине и прикрывал самолет со стороны верхней полусферы. Позже по просьбе летчиков оборонительное вооружение усилили. Внизу фюзеляжа вырезали люк и поставили еще один пулемет для прикрытия нижней полусферы. Короткие стойки шасси с большими широкими колесами  позволяли использовать машину со слабо подготовленных площадок. Экипаж состоял из летчика и штурмана-стрелка. Самолет имел двойное управление. То есть, машиной можно было управлять как из первой, так и из второй кабины. Следовательно, не нужен был специальный учебный вариант самолета. А в боевых условиях в случае необходимости управление мог взять штурман.

До начала войны успели построить около 400 ближних бомбардировщиков Су-2.

 

Модификации

«Иванов» СЗ-1 и СЗ-2

Первые два прототипа Су-2 имели цельнометаллическую конструкцию. Из клепаного дюраля состояли не только крылья и стабилизатор, но также фюзеляж и киль. В качестве силовой установки использовался девятицилиндровый однорядный звездообразный мотор М-62 с двухлопастным пропеллером. Капот сзади не имел подвижной «юбки», а между ним и фюзеляжем оставался широкий зазор длр прохода охлаждающего воздуха.

Стрелковое вооружение составляли четыре курсовых пулемета ШКАС в центроплане, один такой же пулемет в верхней турели и еще один в нижней люковой установке. Оба пулемета обслуживал штурман, что было не очень удачным решением, поскольку он не мог одновременно вести огонь из обеих стрелковых точек.