Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25
Страница 2 из 2
Получив положительные заключения по Су-25, руководство ВВС тут же приступило к формированию штурмовой авиачасти. Уже летом 1981 года двухсотая отдельная эскадрилья выполняла боевую работу. Именно тогда за Су-25 закрепилось прозвище "Грач", а рисунок птицы украсил носы самолета. С временем афганской эпопеи было занято 60 штурмовиков самого Афганистана и несколько советских авиаполков. Характерно, что воевали они постоянно сменяя друг друга, чтобы обкатать в боевых условиях как можно больше летчиков. За 8 лет участия Су-25 в войне это вполне удалось. Штурмовики выполнили около 60 тыс. боевых вылетов. Общие потери составили 23 машины и 8 летчиков. На каждый потерянный самолет пришлось в среднем 2800 часов налета. Все же в целом штурмовик Су-25 показал себя в высшей степени похвально, заслуженно приобрел славу несбиваемого.
Пока шла война конструкторы, хоть и с опозданием, разработали учебно-боевой вариант штурмовика - двухместный Су-25УБ. Его серийное производство развернули на заводе в Улан-Удэ в 1987 году. Годом позже КБ Сухого предложило еще один вариант самолета - Су25УТ (учебно-тренировочный). Он имел такую же горбатую двухместную кабину, но уже не нес никакого навесного оружия. Даже пилоны с замками навески с крыльев убрали по ненадобности. Также появилась модификация Су-25УТГ (учебно-тренировочный с посадочным гаком). О таком летающем тренажере летчики морской авиации мечтали давно. А когда в составе флота появился первый настоящий авианосец и проблемы взлета и посадки на короткую палубу стали со всей остротой, обходиться без тренировочного самолета стало вообще невозможно.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,36 м (с ПВД)
- Размах крыла: 14,36 м
- Высота: 4,8 м
- Площадь крыла: 30,1 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 6
- Коэффициент сужения крыла: 3,38
- Угол стреловидности по передней кромке: 20°
- Поперечное V крыла: −2,5°
- База шасси: 3,57 м
- Колея шасси: 2,51 м
- Масса пустого: 9 315 кг
- Масса снаряжённого: 11 600 кг
- Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 3 000 кг
- Масса броневой защиты:595 кг
- фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
- кабина пилота: 424,9 кг
- топливная и масляная системы: 121,6 кг
- Масса протектора: 160 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДР-95Ш
- Тяга: 2 × 4 100 кгс (40,2 кН)
Летные характеристики
- Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Посадочная скорость: 210 км/ч
- Боевой радиус: 300 км
- Практическая дальность:(с норм. боевой нагрузкой)
- на высоте:
- без ПТБ: 640 км
- с 4× ПТБ-800: 1 250 км
- у земли:
- без ПТБ: 495 км
- с 4× ПТБ-800: 750 км
- Перегоночная дальность: 1 950 км
- Практический потолок: 7 000 м
- Максимальная высота боевого применения: 5 000 м
- Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
- Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1 000 кг)
- Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
- Длина разбега:
- на бетонной ВПП: 550 м
- на грунтовой ВПП: 600 м
- Длина пробега:(без тормозного парашюта)
- на бетонной ВПП: 600 м
- на грунтовой ВПП: 700 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка:
- с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
- с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка:
- нормальная: 1 400 кг (4× ФАБ-250, 2× Р-60, боезапас пушки)
- максимальная: 4 400 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП илиС-25Лили 2 × Х-29Л
- Неуправляемые ракеты:
- 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
- 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
- 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
- Бомбы:свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
- 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
- 8 или 32 × 100 кг или
- 8 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов
Авионика
- Лазерная станция подсвета:«Клен-ПС»
- Масса: 82 кг
- Точность измерения дальности: ± 5 м
- Угол отклонения лазера:
- по высоте: −30°/+6°
- по азимуту: ± 12°
- Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)