www.Onthewing.ru - Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25

 Получив положительные заключения по Су-25, руководство ВВС тут же приступило к формированию штурмовой авиачасти. Уже летом 1981 года двухсотая отдельная эскадрилья выполняла боевую работу. Именно тогда за Су-25 закрепилось прозвище "Грач", а рисунок птицы украсил носы самолета. С временем афганской эпопеи было занято 60 штурмовиков самого Афганистана и несколько советских авиаполков. Характерно, что воевали они постоянно сменяя друг друга, чтобы обкатать в боевых условиях как можно больше летчиков. За 8 лет участия Су-25 в войне это вполне удалось. Штурмовики выполнили около 60 тыс. боевых вылетов. Общие потери составили 23 машины и 8 летчиков. На каждый потерянный самолет пришлось в среднем 2800  часов налета. Все же в целом штурмовик Су-25 показал себя в высшей степени похвально, заслуженно приобрел славу несбиваемого.

Пока шла война конструкторы, хоть и с опозданием, разработали учебно-боевой вариант штурмовика - двухместный Су-25УБ. Его серийное производство развернули на заводе в Улан-Удэ в 1987 году. Годом позже КБ Сухого предложило еще один вариант самолета - Су25УТ (учебно-тренировочный). Он имел такую же горбатую двухместную кабину, но уже не нес никакого навесного оружия. Даже пилоны с замками навески с крыльев убрали по ненадобности. Также появилась модификация Су-25УТГ (учебно-тренировочный с посадочным гаком). О таком летающем тренажере летчики морской авиации мечтали давно. А когда в составе флота появился первый настоящий авианосец и проблемы взлета и посадки на короткую палубу стали со всей остротой, обходиться без тренировочного самолета стало вообще невозможно.

 

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,36 м (с ПВД)
  • Размах крыла: 14,36 м
  • Высота: 4,8 м
  • Площадь крыла: 30,1 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6
  • Коэффициент сужения крыла: 3,38
  • Угол стреловидности по передней кромке: 20°
  • Поперечное V крыла: −2,5°
  • База шасси: 3,57 м
  • Колея шасси: 2,51 м
  • Масса пустого: 9 315 кг
  • Масса снаряжённого: 11 600 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
  • Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 000 кг
  • Масса броневой защиты:595 кг
    • фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
    • кабина пилота: 424,9 кг
    • топливная и масляная системы: 121,6 кг
  • Масса протектора: 160 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРДР-95Ш
  • Тяга: 2 × 4 100 кгс (40,2 кН)

 

Летные характеристики

  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Посадочная скорость: 210 км/ч
  • Боевой радиус: 300 км
  • Практическая дальность:(с норм. боевой нагрузкой)
    • на высоте:
      • без ПТБ: 640 км
      • с 4× ПТБ-800: 1 250 км
    • у земли:
      • без ПТБ: 495 км
      • с 4× ПТБ-800: 750 км
  • Перегоночная дальность: 1 950 км
  • Практический потолок: 7 000 м
  • Максимальная высота боевого применения: 5 000 м
  • Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
  • Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1 000 кг)
  • Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
  • Длина разбега: 
    • на бетонной ВПП: 550 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Длина пробега:(без тормозного парашюта)
    • на бетонной ВПП: 600 м
    • на грунтовой ВПП: 700 м 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:
    • с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
    • с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g

 

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
  • Точки подвески: 10
  • Боевая нагрузка: 
    • нормальная: 1 400 кг (4× ФАБ-250, 2× Р-60, боезапас пушки)
    • максимальная: 4 400 кг
  • Управляемые ракеты: 
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
    • ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП илиС-25Лили 2 × Х-29Л
  • Неуправляемые ракеты: 
    • 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
    • 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
    • 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
    • 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
  • Бомбы:свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
    • 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
    • 8 или 32 × 100 кг или
    • 8 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

 

Авионика

  • Лазерная станция подсвета:«Клен-ПС»
    • Масса: 82 кг
    • Точность измерения дальности: ± 5 м
    • Угол отклонения лазера:
      • по высоте: −30°/+6°
      • по азимуту: ± 12°
  • Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)