www.Onthewing.ru - Су-27 - многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвёртого поколения

Су-27 - многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвёртого поколения

 

На базе истребителя разработан двухместный учебно-боевой вариант Су-27УБ. Все летные боевые достоинства исходной модели спарка сохранила, а кроме этого, обеспечила пилотам улучшенный обзор из кабины. Нельзя сказать, что размещение второго летчика удалось без проблем. Заднее кресло немного приподняли относительно переднего и оборудовали кабину единой для обоих пилотов откидной частью фонаря.

Су-27УБ Учебно-боевой

Компоновка по принципу "второй выше первого" потребовала несколько изменить обводы на передней части фюзеляжа, в результате чего самолет приобрел характерную горбатую форму. Обе модификации - одноместный истребитель и спарка впервые были представлены мировой общественности в 1989 году на международной выставке во Франции. Западные специалисты дружно назвали новинку "Звездой салона". Парижский дебют открыл дорогу самолету на другие авиакосмические форумы.

При всех высоких боевых качествах самолет оказался прост в управлении, и что самое главное - не мстит пилотам за допущенные промахи. Су-27 имеет специальный ограничитель предельных режимов, который не позволяет летчику выйти за рамки, допустить сваливание, сорваться в штопор. Ограничитель также гарантирует летчика и машину от непроизвольного выхода на большие перегрузки, при которых человек может потерять сознание, а конструкция развалиться. В независимости от исходного положения, одним нажатием кнопки самолет переводится в горизонтальный полет. Все это очень важно в условиях схватки, где некогда думать насколько близко ты подошел к грани допустимого.

1 ноября 1989 года с одного из аэродромов на черноморском побережье взлетел истребитель Су-27К, то есть "Корабельный". Это была первая посадка на новый авианосец "Тбилиси". Кроме посадочных гаков корабельная модификация была характерна еще одним отличием. Для размещения в ангаре под палубой консоли крыльев выполнены складными, что естественно увеличивает и вес и сложность конструкции. Стойки шасси у морских самолетов имеют повышенную крепость и мощную амортизацию для многократных посадок с ударов. Плавно без толчка на палубу не сядешь - слишком она коротка. Основное отличие сухопутной модификации от морской - аэродинамическая компоновка с носовым горизонтальным оперением. Дополнительные крылышки создают прибавку в подъемной силе, а это важно при посадке и при взлете с палубы. Завершая испытательные циклы, корабельные истребители совершили и первые взлеты с авианосца "Тбилиси".

Глядя на полеты Су-27, на его невероятную маневренность, на его стремительные и в то же время элегантные обводы истребителя, сложно представить, что когда-нибудь кто-то сумеет построить машину по всем статьям превосходящую Су-27. В любом случае, это будет не легкой задачей даже для конструкторов 21-го века.

 

Модификации

  • Т-10 (Flanker-A) — прототип.
  • Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа.
  • Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31.
  • Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
  • Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.
  • Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27, в носовой части установлена РЛС Н001. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986.
  • Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
  • Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С) производится с 1991 г.
  • Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. Первый полет 27 декабря 2002 года. РЛС Н001. Прошёл первый этап ГСИ в 2004 году
  • Су-27СМ2 — модернизированная версия Су-27, характеристики самолёта в значительной степени приближены к Су-35С, основное отличие заключается в установке двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, так как двигатели «Изделие 117» не подходят по габаритам.
  • Су-27СКМ — экспортная версия Су-27СМ
  • Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
  • Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения и целеуказания. Построен на базе Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27.
  • Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-32ФН и Су-34 с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях и в любое время суток. Впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 г.
  • П-42 (Т-10-15) — рекордные самолёты, переоборудованные из серийных Су-27. В 1986—1990 на них было установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъёмности и высоты полёта. Отличается установкой форсированных двигателей и значительно облегчённой конструкцией (максимальная взлётная масса П-42 составляет 14100 кг).
  • Су-33 (Су-27К, Т-12) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
  • Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-12УБ) — учебно-боевой палубный истребитель с нетрадиционным для учебно-боевых машин — бок-о-бок. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
  • Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу». Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях. По назначению аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F-15E. Первый полёт выполнен 13 апреля 1990 года.
  • Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Был оборудован более мощным радаром и ПГО. Для инозаказчиков предлагался под обозначением Су-35.
  • Су-35С (Су-35БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель, в отличие от Су-27М, который на международных авиасалонах также назывался Су-35, не имеет переднего горизонтального оперения и оснащен двигателем с системой управления вектором тяги.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, созданный на базе Су-30, Су-27М и Су-37. Построен один экземпляр.
  • Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Один из экземпляров (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов, программа создания прекращена.