www.Onthewing.ru - Су-27 - многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвёртого поколения

Су-27 - многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвёртого поколения

С самого начала проектирования Су-27 разрабатывался как истребитель-перехватчик, приспособленный для ведения маневренного воздушного боя. Нельзя сказать, что образ машины сложился сразу. Первый вариант будущего Су-27 - самолет Т-10. Его непосредственными авторами стали руководители отдела проектов ОКБ Сухого - Олег Самойлович и конструктор этого отдела - Владимир Антонов. На Т-10 впервые в советской авиации воплотилась в жизнь идея неустойчивой аэродинамической компоновки. Неустойчивости в полете раньше боялись как огня, она грозила срывом в закритические режимы, вела к аварии. Однако с появлением быстродействующих систем управления невозможное стало реальным. Возникло даже понятие электронной устойчивости. В ее соблюдении летчик участия не принимает - слишком замедленны человеческие реакции. На Т-10 несущие свойства крыла улучшены за счет применения, так называемых, корневых наплывов. Оказалось, что помимо прочего, они улучшают и управление самолетом. Варианты аэродинамической схемы будущего Су-27 проверялись в ЦАГИ на специально изготовленных моделях. Ученые и конструкторы пришли к выводу, что их детище обещает затмить все прежние достижения истребительной авиации, будет иметь качества, недоступные самолетам обычной схемы. Постепенно в работы по Т-10 вовлекалось все больше участников. Проектированием самолета занялась бригада Леонида Бондаренко, руководителем темы стал главный конструктор Наум Черняков. Первоначальная задача несколько усложнилась - военные пожелали, чтобы характеристики нового истребителя на 10% превосходили показателя американского аналога. С целью обуздать конструкторскую фантазию, заказчики сами образмерили самолет: длина - около 20 м, размах крыла -14 м, масса - порядка 14 т.

Прототип Т-10-1

20 июня 1977 года Владимир Ильюшин совершил на Т-10 первый полет. Его успех укрепил надежды и ожидания создателей. В июле 1978 года второй опытный экземпляр самолета Т-10-2 потерпел аварию, которая стоила жизни испытателю Евгению Соловьеву. Причиной трагедии стало разрушение самолета в воздухе из-за выхода на перегрузку, превышающую максимальную. Анализ обстоятельств катастрофы показал, что система электродистанционного управления не так совершенна, как того хотелось бы, и ее пришлось дорабатывать.

Вместо запуска в серию начались новые доработки, в ходе которых был создан практически новый самолет под шифром Т-10С. От прежней машины он унаследовал только катапультное кресло пилота и шины на колесах шасси. Все остальное перепроектировали заново. Легкий прочный фюзеляж, выполненный из титановых сплавов, похудел в диаметре на 20 %. От подвесных баков вообще отказались - поместили все топливо внутри, да так удачно, что дальность полета составила почти 4000 км. Крыло у самолета совершенно иное - наплыв выполнен с острой передней кромкой, которая стала прямой по всему размаху. Всей механизацией крыла командует интегральная система управления с высокой степенью надежности. Оно из видимых отличий нового самолета от прототипа - расположение двух больших килей. Если у Т-10 они находились над двигателями, то у Су-27 - разнесены от них в стороны. Изменилось также положение передней стойки шасси. Ее перенесли несколько назад, и на рулёжке самолет мог разворачиваться практически на месте. Подготовленный к полету истребитель весил 22 т.

Су-27

На нем стояли два экономичных и надежных двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф, суммарной тягой 25 т, разработанных в КБ Архипа Люльки. Превышение тяги двигателей над собственным весом самолета позволило истребителю обладать уникальной маневренностью не жертвуя скоростью, которая составляла 2450 км/ч. В двигателях впервые применена модульная конструкция. При повреждении или отказе достаточно поменять неисправный модуль, что конечно, дешевле и проще, тем более, что замена может выполняться прямо на аэродроме.

Новый серийный образец Су-27 впервые поднялся в воздух 20 апреля 1981 года. Его испытания, как и испытания его предшественника тоже не обошлись без трагедий. 23 декабря того же года при полетах на предельном режиме произошло разрушение головной части фюзеляжа, самолет развалился в воздухе, а испытатель Александр Комаров погиб. Позже выяснилось, что в расчетах крепления предкрылков была заложена ошибка, которая и привела к печальному исходу. Конструкторы быстро исправили дефект, и с тех пор ни на одной серийной машине по техническим причинам происшествий не было.

Высокий уровень технологии, примененный на Су-27, подтвердили его 27 мировых рекордов скороподъемности и потолка полета. 5 высших достижений в этой области истребитель отобрал у своего конкурента - F-15.

В 1984 году началось оснащение серийными Су-27 истребительных частей ВВС и войск ПВО. Годом позже завершились государственные совместные испытания. Они показали, что создан действительно выдающийся самолет, не имеющий себе равных в мировой истребительной авиации ни по маневренности, ни по дальности полета, ни по боевой эффективности.