www.Onthewing.ru - Фронтовой бомбардировщик Су-34

Фронтовой бомбардировщик Су-34

 

Эксплуатация

Впервые о существовании Су-27ИБ стало известно в 1990 году. Летом этого же года Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву продемонстрировали новейшую военную технику, когда он, отдыхая на даче в Форосе, посетил Краснознаменный Черноморский флот, в том числе и ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). На «Тбилиси» генсеку продемонстрировали палубные МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Суховская фирма не упустила случая показать и Су-27ИБ - самолет выполнил имитацию захода на посадку, хотя машина посадку выполнить не могла, что называется, по определению. Проход бомбардировщика заснял фотокорреспондент ТАСС, после чего фотография обошла многие мировые СМИ, иногда снимок сопровождался интригующей подписью: «Посадка на палубу ТАКР «Тбилиси». Эксперты немедленно установили назначение самолета: корабельный учебно-боевой, предназначенный для обучения летчиков палубной авиации взлету и посадке с авианосца. Появилось и обозначение самолета - Су-27КУ (Корабельный Учебный). К слову, палубный учебно-боевой самолет с расположением летчиков бок о бок действительно существует - это Су-27КУБ.

Первые подробные фотографии самолета появились в открытой печати в 1992 году, после показа Т-10В-1 лидерам стран СНГ на авиабазе Мачулище под Минском, самолет был представлен как Су-27ИБ. Летом 1992 года Су-27ИБ принял участие в программе показательных полетов на первом МАКСе, который еще скромно именовался «Мосаэрошоу 92». В 1995 году самолет вновь сменил официальное наименование — в Париже Т-10В представили как «военно-морской истребитель» — Cy-32FN. При этом основное назначение самолета никогда особо не скрывалось — нанесение ударов по наземным целям днем и ночью в любую погоду обычными и высокоточными авиационными средствами поражения. Впрочем, и с предназначением самолета не все так просто. Объективно и логично видеть в Су-34 замену Су-24, но еще в 1996 году главком ВВС РФ генерал-полковник П. С. Дейнекин заявил, что самолеты Су-24 и Ту-22М подлежат замене новым многофункциональным бомбардировщиком с повышенной боевой эффективностью. Вряд ли главком имел тогда в виду перспективный бомбардировщик Т-60С, судьба которого была предрешена. Не столь давно было объявлено, что в ВВС РФ самолетами Су-34 намечено заменить бомбардировщики Су-24М и Ту-22М-3, то есть не исключено, что «военно-морской истребитель» станет дальним бомбардировщиком, хотя аналогом Ту-22МЗ ни в коей мере не является.

Осмотр Су-34 перед очередным вылетом

Летные испытания самолет проходил в «гражданском» ЛИИ им. М.М. Громова и «военном» ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. Испытания сильно затянулись по многим причинам: скудность финансирования, доработка БРЭО, большая номенклатура подвесного вооружения.

О планах вооружения строевых частей ВВС самолетами Су-34 начали говорить еще в середине 1990-х годов, но сроки постоянно смещались в будущее. В январе 1995 года было объявлено о постройке до 1998 года серии из 12-13 самолетов для проведения в полном объеме летных испытаний, с началом крупносерийного производства в 1998 году. Реально ВВС получили первые два Су-34 (б/н «01» и «02») 25 декабря 2006 года, в августе 2008 года борт «02» передали в Липецкий авиацентр. В декабре 2008-го был подписан контракт на производство в течение пяти лет 32 самолетов для российских ВВС. Есть все основания полагать, что контракт, возможно с задержкой, будет выполнен. В СМИ появлялась информация, что общая потребность отечественных ВВС в Су-34 оценивается в 400 машин. В декабре 2010 года в Липецк перегнали еще шесть бомбардировщиков. Вероятно, в 2011 году самолет поступит на вооружение одной из строевых частей ВВС РФ.

Взлет Су-34 на форсаже

На Су-34 установлено несколько мировых рекордов высоты полета с полезным грузом разной массы, включая рекорд 19 августа 1999 года во время проведения МАКСа, - высота 1 б 1 50 м с грузом массой 2,3 т.

27 марта 2009 года на авиабазе Кубинка был выполнен полет — на месте штурмана Су-34 находился Президент РФ Д.А. Медведев, самолет пилотировал начальник отдела боевой подготовки Липецкого авиацентра полковник Ю. Грицаенко.

Боевым крещением для Су-34 стала «шестидневная война» с Грузией в 2008 году. В открытой печати о результатах боевой работы Су-34 почти ничего не сообщалось. Известно, что самолет работал против грузинской ПВО: ставил помехи РЛС, вел радиотехническую разведку, наносил удары управляемыми ракетами. Результаты боевого применения превзошли ожидаемые.

В 2010 году два Су-34 Липецкого авиацентра приняли участие в учениях «Восток 2010». Перелеты из Липецка на авиабазу Дземги и обратно выполнялись без посадки с двумя дозаправками в воздухе.

 

Окраска

Камуфляжная окраска Т-10В-1 не отличалась от окраски обычного Су-2 7УБ. Т-10В-2 окрасили по типичной для Су-27 схеме камуфляжа, но оттенки цвета пятен камуфляжа были немного иными. Третий Т-10В, он же первый «серийный», почти полгода летал неокрашенным: поверх металла был наложен только слой грунтовки желто-зеленоватого цвета. В апреле 1995 года перед отправкой на авиасалон в Париж самолет камуфлировали по схеме из пятен оттенков цвета морской волны. В дальнейшем так окрашивались все Су-34, хотя оттенки пятен камуфляжа немного варьировались - от сине-зеленого до синего. Летом 1999 года на авиасалоне МАКС Т-10В-2 был представлен как «двухместный специализированный ударный самолет Су-32МФ, предназначенный для уничтожения надводных, подводных и наземных объектов противника». Су-32МФ демонстрировался в «морском» камуфляже из пятен серого, голубого и темно-синего цветов. Радиопрозрачные обтекатели и панели антенн были окрашены в белый цвет. Ниши шасси - серые; внутренние поверхности створок ниш шасси первых самолетов окрашивались в красный цвет, позже их стали красить серым. Для снижения бликообразования фюзеляж перед остеклением кабины окрашен в темный цвет (черный с ярко выраженным оливковым оттенком).

Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд красного цвета с бело-красной каймой нанесены на внешние поверхности килей, верхние и нижние поверхности крыла.

Все Т-10В и Су-34 имеют двузначные бортовые номера, нанесенные на борта фюзеляжа в районе кабины. Цифры номеров самолетов, принадлежавших ОКБ, нанесены контуром белого цвета - на Су-32МФ образца 1999 года бортовой номер «43» темно-синий с белой окантовкой. Самолеты ВВС РФ получили номера красного цвета с белой окантовкой, начиная с «01». Су-32 с бортовым номером «02» присвоено название «Николай Чудотворец», на левом борту фюзеляжа за кабиной нанесено изображение святого. Перед авиасалоном в Париже в 1995 году на Су-34 (б/н «45») в дополнение нанесли бортовой номер «349» белого цвета (на бортах фюзеляжа за кабиной). Перед Парижским салоном в 1997 году Т-10В-4(6/н «44») получил дополнительный номер «343», нанесенный крупно белой краской на борта фюзеляжа за кабиной и продублированный более мелкими цифрами синего цвета на бортах фюзеляжа в районе козырька кабины.

 

Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №15, 2011.