www.Onthewing.ru - Реактивный истребитель-перехватчик Су-7

Реактивный истребитель-перехватчик Су-7

 

Модификации

Прототипы

Построено два прототипа С-1 и С-2. Самолеты оснащались катапультным креслом КС-1 разработки ОКБ П.О. Сухого. Пер¬вые полеты С-1 выполнил с ТРД АЛ-7 без форсажной камеры (тяга на максимале 6830 кгс), затем на него был установлен ТРДФ АЛ-7Ф. С-2 изначально комплектовался ТРДФАЛ-7Ф. На С-1 предусматривалась установка трех пушек НР-30 — одна в корне правой консоли крыла и две - в корне левой. Фюзеляж С-2 удлинили на 510 мм, что позволило разместить за кабиной дополнительный внутренний топливный бак. Количество пушек сокращено до двух. Кромки воздухозаборников обоих прототипов выполнены тупыми. С-1 впервые показали публично на воздушном параде в Тушине 24 июня 1956 года. С-1 потерян в катастрофе 23 ноября 1957 года.

Предсерийные истребители Су-7

Постановление СМ СССР об организации производства истребителей Су-7 на авиа-заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре (ныне Авиационное производственное объединение (КНААПО)) вышло летом 1956 года. Первые четыре Су-7 завод собрал к концу 1957 года. Самолеты были идентичны прототипу С-2 и формально считались серийными, но последующие серийные Су-7 существенно от них отличались. Четыре первых серийных (фактически предсерийных) самолета вместе с прототипами принимали участие в Государственных испытаниях, которые завершились в декабре 1958 года.

Серийные истребители Су-7 («изделие С21»)

Кромки воздухозаборника двигателя у серийных Су-7 были выполнены острыми, в бортах носовой части фюзеляжа появились перепускные створки, носовую часть фюзеляжа удлинили на 335 мм, установили ТРДФ АЛ-7Ф-1 тягой на форсаже 9200 кгс. Установка нового вари¬анта двигателя АЛ-7Ф с форсажной камерой большего диаметра привела к необходимости увеличить сечения хвостовой части фюзеляжа. Для отработки и проверки конструктивных нововведений был использован один из первых Су-7, после доработки самолет получил обозначение С-41 (С21 -1). Изменения в конструкции серийных Су-7 внедрялись постепенно. На истребителях поздней по¬стройки на верхней поверхности фюзеляжа появились обтекатели электрожгутов, характерные для всех последующих модификаций Су-7. Вооружение истребителя состояло из двух 30мм пушек НР-30,предусматривалась возможность подвески блоков НАР ОРО-57К калибра 57 мм на подкрыльевые пилоны, а на подфюзеляжные пилоны - подвеска ПТБ или бомб. Серийное производство истребителей Су-7 прекратили в 1960 году, построено 132 самолета.

Истребители-бомбардировщики

Су-7Б («изделие С22»)

Проектирование истребителя-бомбардировщика, способного нести ядерное ору¬жие, на основе Су-7 началось в ОКБ-51 в 1956 году, хотя задание на разработку такой машины поступило только в 1958 году. В прототип истребителя-бомбардировщика С22-1 в 1958 году доработали серийный Су-7. С целью увеличения дальности полета в крыле сделали интегральные баки-отсеки, изменили состав вооружения, внесли изменения в СУВ, усилили шасси, на основные опоры шасси установили колеса большего диаметра. Уже после постройки, но до первого полета, в конструкцию С22-1 внесли изменения, внедренные на С21-1, включая установку нового двигателя и переделку хвостовой части фюзеляжа. Первый полет С22-1 выполнил под управлением ЕС. Соловьева 24апреля 1959года. Государственные испытания двух прототипов С-22-1 и С22-2 завершились в апреле 1960 года. Истребитель-бомбардировщик С22 был принят на вооружение под обозначением Су-7Б в январе 1961 года. Истребители-бомбардировщики Су-7Б выпускались в 1959-1962 годах; построен 431 самолет. В процессе серийного производства самолет совершенствовался.

Су-7БМ («изделие С22М»)

На модификации Су-7БМ за счет увеличения емкости крыльевых баков была увеличена на 50-100 км дальность полета, 8 перегоночном варианте самолет мог нести ПТБ не только под фюзеляжем, но и под крылом. В варианте тактического ядерного бомбардировщика Су-7БМ нес на пилонах под фюзеляжем один ПТБ и специзделие, а два ПТБ на пилонах под крылом. На Су-7БМ также внесен ряд изменений в конструкцию и обновлен состав БРЭО, установлен автопилот. Серийно самолет строился в 1962-1965 годах, построен 291 самолет. В ходе серийного производства была увеличена площадь жаропрочных накладок на фюзеляже в районе стволов пушек, на фонаре кабины смонтирован перископ обзора задней полусферы.

Су-7БКЛ

Разработка варианта Су-7Б с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками началась в 1960 году. На доработанном в С22-4 серийном Су-7Б смонтировали узлы крепления стартовых ракетных ускорителей, в основании киля вместо контейнера для одного тормозного парашюта установили контейнер для двух парашютов. Главной конструктивной особенностью стали колесно-лыжные шасси. Основная опора оснащалась ко¬лесом увеличенного в сравнении с коле¬сом опоры Су-7Б/БМ диаметра, а основные опоры — и колесами, и небольшими лыжами из титана. В режиме «движение по грунту» лыжи опускались, разгружая колеса. Летные испытания доработанного С22-4 начались в 1961 году. Серийный вариант истребителя-бомбардировщика с колесно-лыжным шасси Су-7БКЛ разработан на основе Су-7БМ с учетом конструктивных особенностей С22-4; на Су- 7БКЛ увеличена емкость фюзеляжных топливных баков, допускается возможность подвески ПТБ емкостью по 950 л. Су-7БКЛ серийно строился в 1965-1972 годах; построено 274 са¬молета. С 1970 года Су-7БМК выпускались в варианте с четырьмя подкрыльевыми пилонами. В 1969 годуСу-7БКЛ начали выпускать с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески, масса боевой нагрузки была доведена до 2500 кг.

Су-7БМК («изделие C22MK»)

«Коммерческий» вариант Су-7БМК раз¬работан специально для поставок на экспорт. Фюзеляж как у Су-7БКЛ, крыло и шасси как у Су-7БМ, состав бортово¬го оборудования в сравнении с самолетами, предназначенными для ВВС СССР, упрошен. Су-7БМК серийно строился в 1966-1971 годах; простроен 441 самолет. Су-7БМК поставлялись Алжиру, Афганистану, Египту, Индии, Ираку, КНДР, Сирии, Польше, Чехословакии. Некоторое количество невостребованных заказчиком Су-7БМК поступило на вооружение ВВС CCCР кроме того, такие самолеты исполь¬зовались в СССР для подготовки летчиков ВВС иностранных государств.

Двухместные учебно-тренировочные самолеты

Су-7У («изделие У22»)

Двухместный вариант самолета Су-7 изначально проектировался конструкторами ОКБ-51, однако основной объем разработки был выполнен в заводском КБ в Комсомольске-на-Амуре. Разработка началась в 1961 году, но из-за большой загруженности по «боевому» Су-7 прототип спарки У22-1 выполнил первый полет только в октябре 1965 года. В том же году самолет под обозначением Су-7У запустили в серию. Су-7У спроектирован на основе Су-7Б. Вторая кабина (инструктора) установлена за счет удлинения фюзеляжа на 200 мм и сокращения емкости фюзеляжных баков. Кабина инструктора плавно переходит в гаргрот. Обе каби¬ны снабжены открывающимися вбок фонарями. Площадь остекления передней кабины Су-7У в сравнении с Су-7Б увеличена; обзор вперед из задней кабины фактически возможен только через установленный на фонаре убираемый пери¬скоп. В основании киля установлен контейнер для двух тормозных парашютов (как на Су-7БКП). Су-7У сохранил вооружение и все боевые возможности, включая нанесение ударов тактическим ядерным оружием, одноместных вариантов. В строевых частях со спарок нередко демонтировали левую пушку.

Су-7УМК («изделие У22УМК»)

Су-7УМК является экспортным вариантом самолета Су-7У с бортовым оборудовани-ем как на Су-7БМК. В 1965-1972 годах завод в Комсомопьске-на-Амуре выпустил 365 спарок Су-7У и Су-7УМК.