www.Onthewing.ru - Реактивный истребитель-перехватчик Су-7

Реактивный истребитель-перехватчик Су-7

 

Опытные и экспериментальные самолеты

Проблеме рассредоточенного базирования в отечественных ВВС всегда придавалось огромное значение. Поэтому работы по улучшению взлетно-посадочных свойств самолетов велись во всех отечественных КБ, но дальше всех пошло ОКБ П.О. Сухого, предложив и реализовав на практике реактивный истреби¬тель-бомбардировщик с лыжным шасси. Проработки лыжного шасси применительно кСу-7 в ОКБ начались в 1958 году. До конца года в опытный С23 доработали серийный истребитель Су-7.

Лыжное шасси опытного С26-2

На С23 испытывались лыжное и комбинированное шасси; в первом случае все три опоры ос¬нащались лыжами, во втором — на носо¬вой опоре стояло колесо, на основных - лыжи. Полеты выполнялись со снега и грунта в 1959-1960 годах. Результаты испытаний были обещающими. Комбинированным шасси (колесо увеличен¬ного диаметра на носовой опоре и лыжи на основных) в 1963 году оснастили два Пу-7 Б (С26-1 и С26-2). Под новое колесо на створках ниши носовой опоры пришлось сделать выштамповки, чтобы не переделывать саму нишу. Испытания С26 продолжались до 1971 года. В серию С26 не передавался, но полученный опыт использовали при проектировании Су-7БКЛ.

Другим направлением улучшения эксплуатационных качеств самолетов виделась установка системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылков. Систему СПС установили на серийном С-7Б, получившем обозначение С25. В серию Су-7Б с СПС, в отличие от МиГ-21 с аналогичной системой, не пошел. Самолеты Су-7 использовались в качестве летающих лабораторий (ЛЛ). На С25 испытывались аэродинамические профили; по¬верхности определенного профиля крепились под фюзеляжем. Одна спарка Су-7У прошла доработку в ЛЛ 100 ЛДУ. на которой отрабатывалась первая в СССР электродистанционная система управления полетом для самолета «100» (Т4) и истребителя Т10 (будущий Су-27). Не менее трех Су-7У ис¬пользовались для испытаний катапультных кресел. На опытном Су-7БМ проводились испытания по дозаправке в воздухе. Две ЛЛ использовались для подготовки летчиков орбитального корабля «Буран». На Су-7КГ про¬водились Государственные испытания УР «воздух - поверхность» с лазерным наведением Х-25. На Су-7 испытывались и другие образцы авиационных средств поражения.

С-22И (Су-7ИГ)

Экспериментальный С-22И стал первым в СССР самолетом с изменяемой стреловидностью крыла.

С-22И

Разработка С-22И на¬чалась в 1965 году, в августе 1966 года собранный из Су-7БМ и Су-7БКЛ опытный С-22И выполнил первый полет. Самолет пилотировал летчик-испытатель B.C. Ильюшин. Развитием темы С-22И ста¬ло семейство истребителей-бомбардировщиков Су-17.

Модернизация Су-7БМК в Египте

В 1967 году в Египте при участии специалистов из ФРГ на Су-7БМК установили по два дополнительных подкрыльевых узла подвески вооружения (раньше, чем это сделали в СССР). Несколько египетских Су-7БМК прошли модернизацию в фоторазведчики путем установки в фюзеляже и вместо левой пушки аэрофотоаппаратов производства Великобритании. Все доработки выполнялись без согласования с ОКБ П.О. Сухого.

Эксплуатация

Истребители Су-7 в отличие от истребительно-бомбардировочных модификаций заметного следа в истории отечественной авиации не оставили. Тем не менее, свою карьеру в ВВС СССР Су-7 начал как истребитель. Первой строевой частью, получившей Су-7 весной 1959 года, стал дислоцированный в Воздвиженке под Уссурийском 523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского истребительный авиаполк, где самолет проходил войсковые испытания. Су-7 также поступили на вооружение 821-го ИАП и учебного авиаполка Ейского училища летчиков. К середине 1960-х годов истребителей Су-7 в войсках не осталось, так 523-й полк перевооружили на Су-7Б уже в 1961 году.

Первым на Су-7Б в 1960 году перевооружили дислоцированный на Украине в Николаевской области 642-й гвардейский Краснознаменный Братиславский авиаполк истребителей-бомбардировщиков. На следующий год Су-7Б получил дислоцированный в подмосковной Кубинке 274-й АПИБ, а в июле летчики этого полка демонстрировали Су-7Б на воздушном параде в Тушине. До середины 1970-х годов Су-7Б и его варианты составляли основу истребительно-бомбардировочной авиации. Полки, вооруженные Су-7, дислоци-ровались по всей территории СССР, за исключением крайнего севера. Несколько советских полков истребителей-бомбардировщиков базировалось в Венгрии. ГДР Польше и Чехословакии. Последние Су-7Б сняли с вооружения строевых частей ВВС СССР к середине 1980-х годов. В боевых действиях советские Су-7 участия не принимали, но как роль «оружия сдерживания» вероятного агрессора, безусловно, сыграли.

В первые годы эксплуатации Су-7 приобрел сомнительную славу самого аварийного самолета ВВС СССР Причин тому было немало. Машина поступила в войска «сырой», особенно в части двигателя АЛ-7Ф. Су-7 отличался строгостью в пилотировании и имел достаточно высокую посадочную скорость - 340 км/ч. В кабины Су-7 садились летчики с опытом полетов на МиГ-15 и МиГ-17, разрыв в летных данных и особенностях техники пилотирования этих са¬молетов был огромен. С другой стороны, летчики, относившиеся к Су-7 на «Вы», особых проблем не имели. Полковник И.Б. Качаровский пролетал на Су-7 12 лет и считал, что «аварийная» слава этой машины во многом субъективна - дело не в самолете, дело в летчиках. В Центре боевого применения фронтовой авиации на Су-7Б отработали нанесение ударов звеном со сложных видов маневра не только днем, но и ночью, хотя самолет оборудования для работы в темное время суток не имел.

Су-7БМК/БКЛ получили союзники СССР по Варшавскому договору - Польша и Чехословакия. Су-7 поступили на вооружение ВВС ЧССР в 1964 году. Истребителями-бомбардировщиками Су-7БМ/БКЛ вооружили два истребительно-бомбардировочных авиаполка, всего в ЧССР поставили 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и семь спарок. В этом же году Су-7 поступили на вооружение ВВС ПНР-31 Су-7БМ/БКЛ и восемь спа-рокСу-7УМК. С вооружения ВВС Польши и Чехословакии Су-7 сняли в 1990 году.

Дольше всех истребители-бомбардировщики Су-7 эксплуатировали Афганистан и Северная Корея. Афганистан получил Су-БМК еще до Апрельской революции 1978 года, последние полеты афганские Су-7 выполнили в 1992 году. В КНДР Су-7БМК формально до сих пор остаются на вооружении, однако пригодность самолетов к полетам вызывает большие сомнения.

На экспорт было поставлено 40% от общего числа построенных Су-7, большая часть из них поступила в Алжир, Еги¬пет, Сирию, Ирак и Индию. Египет получил 185 Су-БМК/УМК. Сирия - порядка 60 машин (включая снятые с вооружения в СССР), Ирак - 83. Алжир - 22, Индия - 154. До начала арабо-израильской войны 1967 года 14 Су-7БМК успел получить только Египет, все (или почти все) эти самолеты были уничтожены израильской авиацией на аэродроме в первый день Шестидневной войны. Египетские Су-7 активно и достаточно эффективно приме¬нялись в так называемой «войне на истощение», которая в 1969-1970 годах велась между Египтом и Израилем. В войне Судного дня, развернувшейся в октябре 1973 года, принимали участие Су-7ББМК ВВС Алжира (в составе ВВС Египта), Егип¬та и Сирии. ВВС Алжира потеряли тогда 21 из имевшихся 22 Су-7; на этом карье¬ра Су-7БМК в ВВС Алжира завершилась. ВВС Египта потеряли от огня ПВО и истре¬бителей ВВС Израиля 27 Су-7Б, ВВС Сирии - 13. После войны Египет рассматривал вариант модернизации Су-7БМК с участием западных фирм, но изменение политического курса Каира привело к принятию на вооружение местных ВВС американских истребителей-бомбардировщиков F-4E. Су- 7БМК сняли с вооружения египетских ВВС к середине 1980-х годов. В ВВС Сирии Су-7БМК эксплуатировались также до середины 1980-х годов, но им на смену пришли МиГ-23БН  и Су-22М.

Индия первой применила в боевых действиях Су-7БМК - в 1971 году во время войны с Пакистаном. В первый день войны, 4 декабря, индийские Су-7 уничтожили на аэродромах не менее пяти самолетов ВВС Пакистана. Истребители-бомбардировщики выполняли порой по шесть самолето-вылетов в день, а эффективность их боевой работы была просто потрясаю-щей. Лишь одна 101-я эскадрилья записала на свой боевой счет 69 уничтоженных танков, 25 орудий и 57 грузовиков. По официальным данным ВВС Индии потеряли 16 Су-7, все от огня с земли. С вооружения ВВС Индии Су-7 сняли в 1986 году. Су-7Б никогда не использовался как истребитель, хотя формально мог нести УР «воздух - воздух» с ИК-наведением К-13.