www.Onthewing.ru - Су-9 - всепогодный истребитель-перехватчик

Су-9 - всепогодный истребитель-перехватчик

 

Силовая установка: состоит из одного турбореактивного двигателя с форсажной камерой АЛ-7Ф1 тягой 9600 кгс на форсаже, тяга на максимальном режиме работы 6800 кгс. Форсажная камера снабжена двухпозиционным регулируемым соплом. Топливная система включает фюзеляжные и крыльевые баки суммарной емкостью 3060 л (на самолетах поздней постройки - 3780 л). В большинстве случаев полеты выполнялись с двумя подфюзеляжными ПТБ емкостью по 1200 л.

Система управления: необратимая, бустерная, с жесткой проводкой в каналах управления стабилизатором и элеронами. Органы управления традиционные - РУС и РУД.

БРЭО: пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение полетов и сложного пилотажа днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В кабине установлены приборы аналогового типа. Основой системы управления вооружением является РЛС РП-9У, антенна которой смонтирована в центральном теле воздухозаборника двигателя. Радиотехническое оборудование включает радиостанцию УКВ диапазона, автоматический радиокомпас, маркерный радиоприемник, ответчик системы госопознавания, бортовую аппаратуру системы директорного наведения на цель «Воздух». В процессе серийного производства самолета состав БРЭО менялся.

Вооружение: на Су-9 первых серий в корне крыла предусматривалась возможность установки двух 30-мм пушек НР-30 (как на Су-7), но реально пушки не ставились. Позже вместо отсеков для пушек установили топливные баки. Четыре УР «воздух - воздух» с радиокомандной системой наведения РС-2УС (К-5М) подвешивались на пилонах под крылом. В процессе эксплуатации перехватчики доработали под применение УР «воздух-воздух» Р-55 с тепловой ГСН. Применение УР «воздух - воздух» возможно только в заднюю полусферу цели. Перехватчик прошел испытания на возможность применения 250-кг фугасных бомб и пушечных контейнеров УПК-23-250 (одна 23-мм пушка с боекомплектом 250 патронов). Бомбы подвешивались на подкрыльевые пилоны, пушечные контейнеры - на подфюзеляжные. В строевых частях стрелково-бомбовое вооружение практически не использовалось.

 

Модификации

Т-3 («изделие 81»)

Построен один прототип перехватчика с треугольным крылом. Перехватчик Т-3 спроектирован под установку двухантенной РЛС «Алмаз». Обзорную антенну планировалось установить в конусообразном в плане обтекателе над осесимметричным нерегулируемым воздухозаборником двигателя, прицельную - в полусферическом обтекателе на вертикальной перегородке воздухозаборника. Построен один прототип, самолет был заложен как прототип фронтового истребителя Т-1, но достроен как перехватчик Т-3. В ходе летных испытаний самолет был оснащен РЛС «Алмаз-3», но проверка работы РЛС не выполнялась.

Т-3

Первый полет выполнил 26 мая 1956 года летчик-испытатель В.Н. Махалин. Испытания завершились осенью 1957 года. В июне 1956 года самолет демонстрировался на воздушном параде в Тушино.

ПТ-7

На доработанном втором прототипе перехватчика Т-3 установлена РЛС «Алмаз-7», обтекатель прицельной антенны новой конической формы перенесен на нижний срез воздухозаборника. Первый полет на ПТ-7 в июне 1957 года выполнил летчик-испытатель Э.В. Елян. С ПТ-7 выполнялись практические пуски УР «воздух-воздух».

ПТ-8 («изделие 27»)

Три предсерийных ПТ-7, построенных на заводе № 153 в Новосибирске, получили обозначение ПТ-8 (заводское наименование -«изделие 27»), Все самолеты были переданы ОКБ-51 и использовались для летных испытаний. На самолетах Т-3, ПТ-7 и ПТ-8 стояли ТРДФ АЛ-7Ф. Построена малая серия ПТ-8 (более известны как Т-3 и Су-9) в конфигурации, близкой к Су-9, - с РЛС ЦТ-30.

Т-43

Т-43, спроектированный на основе Т-3 как экспериментальный самолет, фактически стал прототипом Су-9. На самолете установлен двигатель АЛ-7Ф1 -более мощный, чем ТРДДАЛ-7Ф. Воздухозаборник сделан регулируемым, по типу используемого на Су-7; крыло выполнено с аэродинамическим «зубом» на передней кромке (только наТ43-1). Установка вооружения не предусмотрена. Первый полет выполнил 10 октября 1957 года летчик-испытатель B.C. Ильюшин. С целью ускорения госиспытаний принято решение о постройке в дополнение к прототипу пяти самолетов, включая два доработанных ПТ-8. Эти пять самолетов получили новую РЛС ЦД-ЗОТ, антенна которой размещена в подвижном конусе воздухозаборника. НаТ43-1 впервые установлены противопомпажные створки перепуска воздуха, внедренные затем не только на Су-9, но и на Су-7 и МиГ-21. Дополнительно два серийных ПТ-8 доработаны вТ43-11 и Т43-12. Госиспытания завершены в апреле 1960 года.

Су-9

Серийный Т-43. Су-9 (включая ПТ-8/Т-3) выпускался на авиазаводе № 153 в Новосибирске и на авиазаводе № 30 в Москве (с 1959 года, «изделие 10») в 1958-1962 годах, построено более 1000 перехватчиков. В процессе серийного производства совершенствовались конструкция, БРЭО и вооружение истребителя. Три Су-9 были показаны на воздушном параде в Тушино летом 1961 года. На Су-9 летчиками-испытателями B.C. Ильюшиным, Б.М. Андриановым, А.А. Козновым установлены абсолютные мировые рекорды высоты и скорости полета. Для регистрации рекордов в ФАИ самолеты получили обозначения Т-431 (Т43-1, B.C. Ильюшин, А.А. Кознов) и Т-405 (доработанный серийный Су-9, Б.М. Андрианов).

Су-9У

Двухместный учебно-тренировочный вариант Су-9. Для размещения второго члена экипажа тандемом фюзеляж удлинен на 600 мм, сокращен запас топлива во внутренних баках, состав БРЭО полностью аналогичен Су-9. Прототипом стал серийный Су-9, переделанный на заводе № 30. Первый полет на нем выполнил 25 января 1951 года летчик-испытатель Е.К. Кукушев. На заводе №30 в 1961-1962 годах построено 50 Су-9У.

Экспериментальные и опытные самолеты

Т-47

Т-47 представлял собой доработанный серийный ПТ-8 (ПТ8-2) с РЛС «Алмаз», обе антенны которой были установлены в подвижном конусе воздухозаборника. Первый полет в новой конфигурации (ПТ8-4) выполнили 6 января 1958 года. С ПТ8-4 {второй Т-47) выполнялись пуски УР К-7. Программу закрыли в 1958 году, после чего первый Т-47 использовался в ЛИИ как летающая лаборатория для отработки ТРДФ АЛ-7Ф-1.

Т-5

Т-5 использовался для отработки силовой установки из двух ТРДФ Р11Ф-300. В Т-5 переоборудован Т-3. Первый полет Т-5 выполнил 18 июля 1958 года. Опыт, полученный при проектировании и испытаниях Т-5, использован для разработки перехватчика Т-58 (Су-15).

Т-39, Т-49

В Т-39, предназначенный для исследования тяги двигателя путем впрыска воды в форсажную камеру, доработан третий предсерийный Т-3. На летные испытания Т-39 не передавался, к октябрю 1959 года самолет доработали вТ-49, предназначенный для исследования боковых секторных воздухозаборников. Первый полетТ-49 выполнил в январе 1960 года, опыт использован при разработке перехватчика Т-58.

ПТ-95

Летающая лаборатория для отработки ТРДФАЛ-7Ф. ВПТ-95В 1958 году был доработан второй предсерийный Т-3.

Летающая лаборатория ЛО2-10

Несколько серийных Су-9 и Су-9У доработали в летающие лаборатории для испытаний двигателей, систем автоматического управления, средств аварийного покидания, переднего вертикального оперения, крыльев перспективных самолетов дальнего ракетоносца «100» (Т-4) и истребителя Т-10 (Су-27).