www.Onthewing.ru - Су-9 - всепогодный истребитель-перехватчик

Су-9 - всепогодный истребитель-перехватчик

 

Эксплуатация

Первые перехватчики Су-9 поступили в 1959 году в дислоцированный в Саваслейке Центр боевого применения и переподготовки летного состава авиации ПВО. Первым строевым полком, получившим новую технику, стал 813-й ИАП ПВО. Полк базировался в новосибирском аэропорту Толмачева, в непосредственной близости от завода-изготовителя. Близость завода облегчала освоение новой машины, а освоение шло очень непросто.

Причиной тому послужило совпадение многих факторов. Как раз в этот период Н.С Хрущев начал проводить реорганизацию армии и промышленности. Вооруженные силы подверглись сокращению, в ходе которого авиация (и ВВС, и ПВО) потеряла многоопытных летчиков. В промышленности на смену министерствам пришли совнархозы, то есть сборкой перехватчиков стали пытаться управлять «на месте» не самые авторитетные в данном деле люди. Вдобавок практически одновременно на вооружение начали поступать сразу два самолета (Су-7 и Су-9) молодого суховского КБ, не обремененного опытом сопровождения эксплуатации «изделий» в войсках. Между тем по своим летным данным и по технике пилотирования Су-9 резко отличался от МиГ-17ПФ и даже от МиГ-19.

Командование войск ПВО установило для летчиков, переучивавшихся на Су-9, высокую планку: квалификация не ниже 2-го класса. Поступление перехватчиков в строевые полки носило массовый характер. Только за 1959 год 150 самолетов поступило в авиаполки ПВО, дислоцированные на западных (Озерное, Стрый, Барановичи), северных (Килп-Ярв) и южных (Красноводск, Карши) рубежах Советского Союза. Именно с этих направлений границы СССР в 1950-е годы периодически нарушали самолеты-разведчики США — U-2 и RB-57. К середине 1960-х годов Су-9 состояли на вооружении 30 авиационных полков ПВО, на вооружение ВВС Су-9 никогда не поступали, а также никуда не экспортировались. До появления МиГ-25П перехватчик Су-9 оставался самым скоростным и высотным советским истребителем ПВО. Процесс замены Су-9 более совершенными перехватчиками (Су-11, Су-15, МиГ-23, МиГ-25) начался в 1960-е годы и растянулся больше чем на десятилетие. Окончательно Су-9 исчезли из строевых авиаполков ПВО только в 1981 году.

Летчики авиации ПВО круглосуточно несли боевые дежурства, совершали частые вылеты «дежурных звеньев» по учебным и реальным тревогам.

Широкой общественности, чаще всего, становились известны скандальные эпизоды боевой работы авиации ПВО, вроде уничтожения самолета-нарушителя. Рутина, вроде «охоты» за разведывательными аэростатами, требующая от летчиков высочайшей квалификации, оставалась «за кадром». Пользуясь ветрами, дующими на большой высоте над территорией СССР с востока на запад, союзники по НАТО постоянно запускали в стратосферу аэростаты с широким комплектом разведывательной аппаратуры. Шары медленно плыли над Союзом на огромной высоте. Обнаружить их особого труда не составляло, зато сбить... «Охота» за такими аэростатами была частью работы Су-9. Карьера Су-9 пришлась на самый пик холодной войны, но, как ни странно, в воздушных боях с самолетами-нарушителями первый массовый перехватчик Сухого не отметился. В то же время перехваты и сопровождения иностранных самолетов в нейтральном воздушном пространстве осуществлялись на регулярной основе.

Первый полет на перехват над территорией СССР разведчика U-2 был выполнен с аэродрома Карши. На перехват подняли пару Су-9, но летчики, летавшие на новом перехватчике всего месяц, обнаружить цель не смогли. Инцидент расследовали на самом высоком уровне, и к предполагаемому очередному «визиту» разведчика подготовились надлежащим образом. На аэродроме ГНИКИ ВВС Владимировка (Ахтубинск) на боевое дежурство заступили ... летчики-испытатели. Две недели до прибытия в Ахтубинск строевой эскадрильи Су-9 боевое дежурство несли B.C. Ильюшин, ГТ Береговой, Н.И. Коровушкин и Л.Н. Фадеев.

Встреча с U-2 едва не произошла в другом месте. 1 мая 1960 года на перехват U-2, который пилотировал Фрэнсис Г. Пауэрс, из аэропорта Свердловск был поднят Су-9 (точнее Т-3) капитана И. Ментюкова. Ментюков перегонял новый перехватчик из Новосибирска в Барановичи, Свердловск являлся промежуточным аэродромом. Су-9 мог перехватить и сбить U-2 только теоретически. В конкретном случае сбить разведчика возможно было лишь тараном - ракетное оружие в перегоночном полете не предусматривалось. Тем не менее по команде Ментюков взлетел на перехват нарушителя. Из-за ошибки наведения с земли Су-9 прошел выше U-2. U-2 сбили ракетой комплекса С-75. Не лишне напомнить, что еще одна ракета уничтожила поднятый на перехват МиГ-19. Есть информация, что ракетой ЗРК С-75 был обстрелян и Су-9 капитана Ментюкова, к счастью перехватчик остался невредим.

Су-9 на параде в Тушино

 

Окраска

Все перехватчики Су-9 имели цвет натурального металла. В зеленый цвет окрашивались радиопрозрачные законцовки килей и подвижные конусы воздухозаборников. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд красного цвета с красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера, обычно красного цвета, наносились на борта фюзеляжа перед кабиной. Индивидуальная символика наносилась на перехватчики Су-9 в исключительных случаях, даже обычные в ВВС «знаки качества» - пентаграммы с изображением стилизованного истребителя - в авиации ПВО не использовались.

 

 Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №36, 2012.