www.Onthewing.ru - Ту-128 - двухместный барражирующий перехватчик

Ту-128 - двухместный барражирующий перехватчик

 

БРЭО:   по составу пилотажно-навигационного оборудования самолет Ту-128 близок к дальнему бомбардировщику Ту-16, включая авиагоризонт бомбардировщика вместо обычного для истребителей той поры АГИ (авиагоризонт истребителя). Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает самолетовождение днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе в районе Полюса. Радиотехническое оборудование включает радиосистему ближней навигации, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, радиостанции KB и УКВ диапазона.

Поиск и обнаружение цели, наведение на нее ракет осуществляется бортовой РЛС РП-С «Смерч»: дальность обнаружения типовой цели - 50 км, дальность захвата - 35-40 км, дальность пуска ракет -20-25 км. Кроме того, вывод на цель возможен от наземного КП или самолета ДРЛОиУ Ту-126 по радиотелеметрической линии наведения АРЛ-СМ.

Вооружение: состоит из четырех УР «воздух - воздух» Р-4, подвешиваемых на подкрыльевых пилонах (по два под каждой плоскостью крыла). Штатно на перехватчик подвешивали две УР Р-4Т с тепловой ГСН (на внутренних пилонах) и две Р-4Р с радиолокационными ГСН (на внешних пилонах). Предусмотрена возможность залпового, по две и четыре ракеты, пуска.

 

Модификации

Прототип (самолет «128»)

Построен один прототип, самолет «128», под фюзеляжем которого смонтирован большой обтекатель, закрывающий контрольно-записывающую аппаратуру, необходимую для фиксации результатов летных испытаний. По завершению заводских испытаний обтекатель и КЗА демонтировали, также были сняты подфюзеляжные гребни и установлены в дополнение к внутренней паре пилонов внешняя пара подкрыльевых пилонов для ракет; в таком виде самолет проходил Государственные испытания. Прототип с установленной под фюзеляжем КЗА и двумя подвешенными на пилонах макетами УР К-80 (обозначение серийных ракет Р-4) был показан в 1961 году в Тушино на воздушном параде.

В настоящее время эта машина находится в музее ВВС в Монино.

Ту-128 (Ту-28, изделие «И»)

До декабря 1963 года перехватчик в документации Министерства обороны проходил как Ту-28, но в декабре обозначение изменили на Ту-128, хотя обозначение Ту-28 встречается в СМИ до сих пор, что совсем неправильно, на Западе обозначение Ту-28 использовалось даже в солидных специализированных изданиях (например, справочник «Джейн») вплоть до второй половины 1980-х годов. Наиболее заметными внешними отличиями серийных Ту-128 от прототипа в исходной конфигурации стали наличие четырех вместо двух подкрыльевых пилонов для подвески ракет и отсутствие подфюзеляжных гребней. Серийное производство велось на авиазаводе № 64 в Воронеже, построено 187 самолетов (включая самолеты, модернизированные в Ту-128УТ и Ту-1 28ЛЛ).

Ту-128М (изделие  «ИМ»)

Модернизированный вариант перехватчика Ту-128, часть авиационного комплекса перехвата Ту-128С-4М. В состав вооружения введены УР «воздух — воздух» Р-4РМ и Р-4ТМ; установлена РЛС РП-СМ «Смерч-М». У перехватчика существенно расширен диапазон высот и зона пусков ракет. Первые два Ту-128М переделаны из серийных Ту-128, которые, возможно, даже не успели выполнить сдаточные полеты.

Первый полет Ту-128М выполнил 24 сентября 1970 года. Госиспытания завершены в июле 1974 года, комплекс перехвата Ту-1 28С-4 М принят на вооружение авиации ПВО страны в июне 1979 года. На авиаремонтных заводах авиации ПВО в вариант Ту-128М были переоборудованы почти все самолеты Ту-128, состоявшие на вооружении; заново самолеты Ту-1 28М не строились. Внешне Ту-128М отличается от Ту-128 прямой, вместо скошенной, законцовкой киля, что связано с установкой антенны радиостанции Р-846; данными радиостанциями оборудовали не все Ту-128М - у этих самолетов форма законцовок килей не изменялась.

Ту-128УТ  (изделие «И-УТ»)

Трехместный учебно-тренировочный Ту-128УТ предназначен для обучения и тренировки летчиков перехватчиков Ту-128. В носовой части фюзеляжа оборудована кабина инструктора. Штурман-оператор в составе экипажа сохранен, но полноценное обучение штурмана на Ту-128УТ исключено по причине отсутствия РЛС. Пилоны для подвески ракет сохранены. Законцовка киля на Ту-128УТ выполнена прямой, как на Ту-128М с радиостанцией Р-846. В два первых Ту-12 8УТ переоборудованы два последних серийных Ту-1 28; всего построили 10 Ту-128УТ, еще четыре самолета переоборудованы изТу-128. Первый полет Ту-128УТ выполнил в 1971 году, на вооружение принят в сентябре 1971 года.

Ту-128УТ

Ту-128УТ является единственным в истории авиации трехместным реактивным учебно-тренировочным перехватчиком. Кабина инструктора придала самолету очень необычный внешний облик, за который он получил вполне заслуженное прозвище «Пеликан». До настоящего времени сохранился только один Ту-128УТ, который хранится на территории авиаремонтного завода в Ржеве.

Ту-128 с ТРД АЛ-7Ф-4

Один Ту-128 (первый серийный) в 1963 году переоборудовали под установку двух ТРДФ АЛ-7Ф-4 с тягой на форсаже по 11 100 кгс, в 1967 году этот самолет переоснастили ТРДФ АЛ-7Ф-4Г, но данные ТРД довести до серийного производства не удалось.

Ту-128 ЛЛ

Летающая лаборатория Ту-128ЛЛ создавалась как прототип перехватчика Ту-28А, но фактически использовалась для испытаний новых двигателей: вместо двигателей АЛ-7 установлены два ТРДФ ВД-19 с тягой на форсаже по 14200 кгс. Первый полет Ту-128ЛЛ выполнил в 1965 году. Несмотря на установку двигателей большей тяги, максимальная скорость увеличилась только на 110-120 км/ч и не достигла требуемых 2000 км/ч из-за роста лобового сопротивления, вызванного увеличением сечения воздухозаборников. Использование ТРДФ ВД-19 на Ту-128 признали бесперспективным.