www.Onthewing.ru - Тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16

Тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16

 

Роджение Ту-16

В основу проекта «88» были положены предварительные проработки в ЦАГИ схемы Е-4 с удлинением стреловидного крыла 7 — 9 и углом стреловидности 35°. Исследования этой модели в аэродинамических трубах проводились с 1947 по 1950 г. Выбранное крыло было во многом идентично применённому немцами в проекте EF-132.

Получение конкурентами из ОКБ-240 заказа на дальний скоростной реактивный бомбардировщик не остановило работы по этой тематике у Туполева. Они продолжались в инициативном порядке с целью предложить военным самолёт с лучшими тактико-техническими данными, чем у Ил-46. Исследования проводились в бригаде Б.М. Кондорского, в которой тогда начинали свою деятельность молодые выпускники МАИ А.А. Туполев, ГА. Черёмухин, Ю.Ю. Юдин, И.Б. Бабин, В.А. Стерлин, со временем ставшие руководителями и ведущими специалистами ОКБ. Все предварительные компоновки и первые расчёты велись под пристальным наблюдением А.Н. Туполева, который уделял этому проекту повышенное внимание. В дальнейшем, когда были выбраны основная компоновка и важнейшие параметры самолёта, к работе подключилась бригада С. М. Егера, а затем и остальные подразделения ОКБ. В период компоновки бомбардировщика Туполев каждое утро приходил в бригаду Егера, подробно знакомился с состоянием дел, а уже затем шёл в свой кабинет или в макетный цех, где делался полноразмерный деревянный макет.

Б. М. КондорскийБ. М. Кондорский

Перед бригадой Кондорского была поставлена задача определения основных параметров самолёта (массы, площади крыла и тяги двигателей), удовлетворяющих данным, которые хотел получить Туполев. Они во многом превосходили требуемое ВВС от Ил-46. Так. максимальная бомбовая нагрузка принималась равной 12 000 кг. скорость — 950 — 1000 км/ч. а дальность полёта с 6000 кг бомб — 7500 км.

В основном этим данным (кроме дальности и бомбовой нагрузки) удовлетворял и самолет «86», поэтому его стали считать основой для проекта «494» (четвертый проект бригады Б.М. Кондорского в 1949 г.). Работой над ним занимались И.Б. Бабин, ГА. Черёмухин и В.А. Стерлин. Рассматривались три варианта силовой установки: с четырьмя ТРД ТР-ЗА (АЛ-5) со статической тягой 5000 кг. с таким же количеством проектировавшихся в ОКБ-165 ТРДД (предварительное обозначение ТР-5) с тягой 5000 кг и двумя также ещё существовавшими только в проекте АМРД-03 с заявленной тягой 8200 кг. Различные варианты предлагавшихся машин по геометрии были подобны самолёту «86». Длину бомбового отсека выбрали аналогично бомбардировщику «85»,  вмещавшему как раз нагрузку в 6000 — 12 000 кг. На основании обобщения и анализа материалов исследований выбрали стреловидность крыла в 36".

При площади крыла 160 — 200 м* для двигателей АМРД-03 предлагались два варианта компоновки. В первом случае они располагались в тех же гондолах, что и основные опоры шасси, во втором — на пилонах, а опоры — в отдельных крыльевых гондолах. Такое размещение шасси, ставшее «визитной карточкой» туполевских машин в 1950-е и 1960-е гг., имело свои корни в германских материалах, полученных из Геттингена в 1947 г. В них были представлены результаты продувок моделей различных вариантов расположения гондолы относительно крыла: впереди, снизу, сверху и сзади. Последняя схема давала минимальное аэродинамическое сопротивление, а при равных площади и размахе крыла этот вариант получался также немного легче (взлётная масса 95 300 кг против 96 000 кг. причём при большем запасе топлива).