www.Onthewing.ru - Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец

 

Эксплуатация

Лидерным полком, первым получившим на вооружение Ту-160, стал базировавшийся в Прилу-ках на Украине 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк - лидерным, так как на Ту-160 планировалось перевооружить несколько полков Дальней авиации, чего не произошло.

Первые два Ту-160 приземлились в Прилуках 25 апреля 1987 года. Экипажи 184-го ТБАП приступили к выполнению полетов на новой технике в июне. К конце 1987 года на вооружении полка состояло уже десять Ту-160. Постепенно расширялась география полетов. Маршруты полетов прокладывались в пределах границ CCCР иногда с выходом в международное воздушное пространство над Арктикой. В мае 1991 года был выполнен полет «за угол» - вокруг Скандинавии. В этом полете Ту-160 впервые перехватили и сопровождали истребители НАТО - норвежские F-16.

В 1991 году на вооружении 184-го ТБАП состояло 19 Ту-160. После распада СССР часть личного состава полка во главе с командиром приняла присягу ид верность Украине, однако значительная часть летчиков, штурманов и инженеров (70%) не захотела принимать украинскую присягу. Все Ту-160 остались на Украине. Факт ненужности таких самолетов сравнительно небольшому государству очевиден. Полеты выполнялись эпизодически, летать на боевое применение было просто некуда - разве что «наматывать» круги над Черным морем... Кроме того, эксплуатация стратегических кораблей - удовольствие очень и очень дорогое. Украинские Ту-160 стали «разменной монетой» в переговорах с Россией по газовому вопросу.

России же Ту-160 были необходимы. В 1992 году было принято решение о передаче части самолетов на вооружение 1096-го ТБАП, дислоцированного в Энгельсе, Саратовская область. Интересно, что изначально лидерным полком на Ту-160 должен был стать как раз 1096-й, но планы изменились. В 1992 году в Энгельс прибыли три Ту-160, четвертый прибыл в начале 1993 года. Освоение Ту-160 практически начиналось заново: на аэродроме Энгельс отсутствовала необходимая инфраструктура для обслуживания сложнейшего авиационного комплекса, каким являлся Ту-160.

Первый полет на аэродроме Энгельс на Ту-160 выполнил 29 июля 1992 года экипаж подполковника А.С. Медведева. Первый в российских ВВС практический пуск крылатой ракеты с борта Ту-160 был выполнен 22 октября 1992 года экипажем командира полка гвардии подполковника А.Д. Жихарева (ныне генерал-майор А.Д. Жихарев командует 36-й воздушной армией, Дальней авиацией).

В ходе реформирования ВС РФ 1096-й ТБАП был переформирован в 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный ТБАП.

Ту-160 121-го ТБАП неоднократно принимали участие в воздушных парадах, авиашоу и показах. Даже в 1990-е годы, очень тяжелые для ВВС России, годовой налет экипажей Ту-1 60 почти вдвое превышал средний по ВВС.

Имевшихся в России Ту-160 для вооружения целого полка явно не хватало. Некоторое время на вооружении 121-го ТБАП наряду с Ту-160 состояли Ту-95МС. Правительство России, начиная с 1993 года, вело переговоры с Украиной о приобретении Ту-160 184-го полка. Фактически переговоры были не двух, а трехсторонними: на Украину оказывали сильнейшее давление США. Согласно договору СНВ-2 Украине предстояло уничтожить свои Ту-160. Процесс утилизации начался в 1998 году. Ситуация резко изменилась в 1999 году после агрессии НАТО против Югославии. Переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. Удалось достигнуть договоренности о передаче Украиной России в счет погашения долга за газ бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и крылатых ракет Х-55.

В Энгельс из Прилук Ту-160 перегоняли экипажи 121-го полка. Необходимо заметить, что личный состав 184-го полка постарался сохранить «матчасть» в хорошем техническом состоянии и оказал максимально возможную помощь в подготовке самолетов к перелету в Россию. Интересный факт, на все самопеты оформлялись таможенные декларации, причем межконтинентальные стратегические ракетоносцы проходили по графе «товар».

Первый украинский Ту-160 перелетел в Энгельс 6 ноября 1999 года, на базе самолет и экипаж ждала торжественная встреча. Последняя пара украинских Ту-160 перелетела из При-лук в Энгельс в феврале 2000 года. Полк, имевший на вооружении всего шесть Ту-160, получил еще восемь. Затем 121-й полк пополнился еще тремя Ту-160 — двумя новыми и испытательной машиной (четвертый серийный самолет, 2-02), прошедшей капитальный ремонт и модернизацию.

Крупные учения 1990-х годов с привлечением Ту-160 можно пересчитать по пальцам. Ситуация кардинально изменилась в начале 2000-х годов. Весной 2003 года впервые в истории отечественной авиации воздушные корабли выполнили полете авиабазы, расположенной на территории России, в район Персидского залива и Индийского океана. В 2007 году после 15-летнего перерыва решением Президента РФ В.В. Путина были возобновлены полеты Дальней авиации на боевое патрулирование. Ту-160 из Энгельса выполняют полеты не только в акваторию Северного моря, но и через Тихий океан к берегам США и Канады. Большинство таких полетов выполняется с дозаправкой в воздухе. В 2008 году состоялся перелет двух самолетов Ту-160 в Венесуэлу, с авиабазы в Венесуэле экипажи стратегических ракетоносцев выполнили несколько полетов над акваторией Карибского моря.

Во всех полетах на патрулирование Ту-160 сопровождают истребители НАТО. В 2009 году пара Ту-160 сильно удивила экипажи британских Tornado, впервые выполнив отрыв от «сопровождения» на малой высоте со сверхзвуковой скоростью. Скоростные, казалось бы, истребители, увешанные баками и ракетами, удержаться за Ту-160 не сумели.

Ту-160 останется важнейшим элементом Стратегических ядерных сил России, как минимум, до 2020 года.

За время эксплуатации Ту-160 в 121-м ТБАП произошла одна катастрофа - осенью 2003 года разбился Ту-160 «Михаил Громов», экипаж погиб.
В разное время на Ту-160 в составе экипажа выполнили полеты министр обороны РФ СИ. Иванов и Президент РФ В.В. Путин.

Ту-160

 

Окраска

Первый прототип Ту-1 60 долгое время летал неокрашенным. Все серийные самолеты полностью окрашивались в белый («противоатомный») цвет. Опознавательные знаки в виде красных пятиконечных звезд наносили на киль, верхние и нижние поверхности поворотных консолей крыла. Строевые самолеты ВВС имели двухзначные бортовые номера, которые наносились на створки ниши носовой опоры шасси и киль. Самолеты, закрепленные за ММЗ «Опыт», имели трехзначные бортовые номера.

В вооруженных силах Украины красные звезды на Ту-160 были закрашены, взамен нанесли опознавательные знаки ВВС Украины.

В ВВС России кили Ту-1 60 украсили полосы цвета государственного флага, на борта носовой части фюзеляжа нанесли полосы синего и желтого цвета - цвета флага ВВС. Большинство российских Ту-160 получили собственные имена в честь летчиков Дальней Авиации - Героев Советского Союза, летчиков-испытателей — «Михаил Громов», «Валерий Чкалов», «Борис Веремей». Ту-160 с 6/н «04» назван в честь прославленного российского борца «Иван Ярыгин», а б/н «06» - «Илья Муромец». Построенный в 2007 году Ту-160 6/н «07» назвали в честь Генерального директора КАПО им. СП. Горбунова «Виталий Копылов». Ту-160 с б/н «19» носит имя главного конструктора В. И. Близнюка.

В 2011 году изменились опознавательные знаки самолетов ВВС РФ - бело-красную окантовку звезд заменили на бело-сине-красную. На килях самолетов нанесли гражданские регистрационные номера.

 

Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №37, 2012.