www.Onthewing.ru - Ту-2 - двухдвигательный высокоскоростной дневной бомбардировщик

Ту-2 - двухдвигательный высокоскоростной дневной бомбардировщик

 

Модификации

«Самолет 103»

Первый прототип, вышедший на испытания в январе 1941 года. От всех последующих машин он отличался составом экипажа и вооружением. В передней кабине находился только пилот, а штурман, также исполнявший обязанности стрелка-радиста, сидел в задней кабине. Третий член экипажа - стрелок - обслуживал нижнюю люковую установку.

В носовом конусе перед кабиной пилота были установлены два курсовых пулемета ШКАС калибра 7,62 мм. Такие же пулеметы стояли в верхней и нижней оборонительных установках задней кабины.

Силовая установка состояла из двух 12-цилиндровых двухрядных моторов жидкостного охлаждения АМ-37 с трехлопастными винтами изменяемого шага ВИШ-61И.

Самолет проходил испытания до мая 1941 года. По максимальной скорости он соответствовал новейшим истребителям, но в то же время отмечалась слабость защитного вооружения и неудачное размещение экипажа, при котором штурман нес слишком большую рабочую нагрузку. Впрочем, к тому моменту оба эти недостатка были уже устранены на втором прототипе, построенном  9 апреля.

 

«Самолет 103У» («Улучшеный»)

Второй прототип, в котором сиденье штурмана и бомбовый прицел перенесли из задней кабины в переднюю. Теперь штурман мог в полете непосредственно общаться с пилотом, а в случае необходимости (например, если пилот ранен) брать управление на себя, для этого у него имелась съемная ручка. Дополнительным выигрышем от перемещения штурмана стала возможность установки в передней кабине еще одного защитного пулемета ШКАС. Радиостанцию и задний верхний пулемет стал обслуживать четвертый член экипажа - стрелок -радист.

Летные испытания «10ЗУ» завершились в июле 1941 года. По их результатам был составлен акт, в котором, в частности, говорилось: «Самолеты «103» и «10ЗУ» по своим летно-техническим данным превосходят все известные самолеты этого типа и полностью решают задачу вооружения ВВС Красной Армии фронтовыми пикирующими бомбардировщиками».

27 июля Государственный Комитет Обороны принял решение о запуске «10ЗУ» в серийное производство. А за неделю до этого «шпиона и вредителя» Туполева освободили, сняв с него все обвинения. В августе - сентябре отпустили и остальных сотрудников его КБ.

 

«Самолет 103В»

Буква «В» в индексе машины, очевидно, означала «воздушный», поскольку этот третий прототип бомбардировщика был оснащен моторами воздушного охлаждения М-82А. Эти двухрядные звездообразные 14-цилиндровые двигатели были установлены в цилиндрических капотах и вращали трехлопастные винты АВ-5.

Экстренная замена силовой установки была вызвана тем, что моторы AM-37 оказались недостаточно надежными и склонными к перегреву. К тому же их делали на тех же производственных мощностях, что и аналогичные двигатели АМ-38, остро необходимые для штурмовиков Ил-2, выпуск которых считался приоритетным.

М-82А потреблял при работе больше бензина, чем АМ-37, но поскольку ему не требовались водорадиаторы, ранее размещенные в центроплане крыла, там установили дополнительные бензобаки. Благодаря этому дальность полета даже слегка повысилась. Также увеличилась скорость и скороподъемность на малых высотах, но скорость на больших высотах и потолок стали ниже.

Тем не менее характеристики машины по-прежнему позволяли считать ее лучшей в своем классе. «103В» был построен в ноябре 1941 -го, 15 декабря начались его летные испытания, а одновременно с этим на омском авиазаводе № 1 бб развернулась подготовка к серийному выпуску.

В марте 1942 года вышел приказ наркома авиационной промышленности о присвоении самолету «103В» индекса Ту-2 - в честь его создателя А.Н. Туполева. И в том же месяце в небо поднялись первые серийные машины.

Самолет 103В

Самолет 103В

С марта по октябрь завод сдал 80 Ту-2. Темпы производства постепенно нарастали, но вдруг как гром средь ясного неба из Москвы пришел приказ прекратить сборку бомбардировщиков, а вместо них начать постройку истребителей Ла-5. Возможно, это объяснялось необходимостью восполнения больших потерь истребителей в боях под Сталинградом, или же у кремлевского руководства возникли какие-то иные соображения, но как бы то ни было, а производство Ту-2 в Омске было надолго заморожено и восстановилось только после войны. С августа 1945 по апрель 1950 года 166-й завод выпустил еще 225 бомбардировщиков.