www.Onthewing.ru - Ту-2 - двухдвигательный высокоскоростной дневной бомбардировщик

Ту-2 - двухдвигательный высокоскоростной дневной бомбардировщик

В середине 30-х годов управление военно-воздушных сил Красной армии поставило новые задачи перед авиапромышленностью. Советскими военными экспертами к этому времени серьезно рассматривалась угроза нападения со стороны моря. Для борьбы с надводными кораблями потенциального противника потребовался четырехмоторный бомбардировщик дальнего радиуса действия способный атаковать движущиеся цели в режиме пикирования. Задание такой сложности мог выполнить только один коллектив – ОКБ Туполева. В 30-е годы самолеты с индексом АНТ, по инициалам конструктора, устанавливали мировые рекорды, совершали беспримерные по дальности и продолжительности перелеты, стояли на вооружении Красной армии, составляли большую часть флота гражданских воздушных судов.

В 1937 году Туполев одновременно занимал несколько высоких административных должностей. Его КБ работало над многими перспективными проектами. Все рухнуло в одночасье. 21 октября 1937 года Андрей Туполев был арестован по обвинению в создании фашистской партии и помещен в бутырскую тюрьму. Его имя мгновенно исчезло со страниц газет, самолеты АНТ сменили индекс на ЦАГИ – центральный аэрогидродинамический институт. Вслед за главным конструктором были репрессированы многие из его соратников: Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Алексей Черемухин. Буквально за считанные месяцы в тюрьмах и лагерях оказались тысячи сотрудников исследовательских институтов и заводов авиационного профиля. В преддверии Второй Мировой войны правительство приняло решение по формированию из заключенных специалистов особых конструкторских подразделений по эгидой наркомата внутренних дел с целью создания в кратчайшие сроки современной техники для переоснащения армии, авиации и флота. Сами заключенные называли эти подразделения «шарашками».

После года проведенного в Бутырке, Туполев был направлен в ЦКБ-29 – специальную тюрьму НКВД. Ему подчинили бывших сотрудников исследовательских институтов, серийных заводов и конструкторских бюро. Правительство поставило серьезную задачу: в кратчайшие сроки построить дальний четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Но времена изменились - в Европе началась война.

Быстро оценив новые реалии, Туполев выдвинул и мужественно отстаивал встречную идею: создать более простой и легкий самолет для действий на линии фронта и ближайших тылах. Бомбардировщик виделся ему двухмоторным, хорошо вооруженным, скоростным и пикирующим. Сталин после некоторых колебаний идею одобрил. Проект получил индекс 103 – по номеру туполевского отдела в ЦКБ-29.

Весной 1940 года комиссией ВВС был представлен макет прототипа, затем началась сборка опытного образца. Его испытания прошли в конце 40-го в начале 41-го годов. Наркомат авиапромышленности, ознакомившись с результатами испытаний, принял решение о начале серийного производства. В дальнейшем самолет получил обозначение Ту-2.

Успех принес возможность конструктору покинуть стены «шарашки». 19 июля 1941 года постановлением Верховного Совета СССР Туполев был освобожден. Он немедленно занялся организацией производства боевых машин для фронта.

В начале Великой Отечественной войны правительство приняло решение о выпуске Ту-2 на заводе в Омске. Андрея Николаевича Туполева назначили главным конструктором предприятия. Одновременно с запуском в серийное производство шла модернизация самолета.

Весной 1942 года бомбардировщики стали поступать на фронт. Там подтвердились высокие летные и боевые качества машины. Однако, несмотря на отличные отзывы фронтовиков,  в октябре 1942 года пришла телеграмма за подписью Сталина предписывающая омскому заводу прекратить производство Ту-2. Туполев пытался встретиться со Сталиным,  предлагал альтернативные варианты, чтобы не нарушать налаженного производства. Сталин остался непреклонен. Но несмотря на это, Туполев продолжил работу над модернизацией машины, совершенствованием ее конструкции.

Положение изменилось лишь через год. После курской битвы советские войска начали стратегическое наступление на широком фронте. Красная армия нуждалась в бомбардировщиках способных доставлять на большее расстояние большую массу бомб. Осенью 43-го Сталин ознакомился с результатами испытаний модифицированного варианта машины. После этого верховный главнокомандующий признал ошибочным решение о свертывании выпуска Ту-2.

Модернизированные Ту-2 стали поступать в строевые части в первые месяцы 1944 года. К началу летней кампании этими самолетами была вооружена 334-я бомбардировочная авиационная дивизия. Соединение воевало на Корейском перешейке, в Белоруссии, Прибалтике. Сталин приказал командующему ВВС чтобы он стерег дивизию как зеницу ока и постоянно интересовался ее успехами.

Фронтовые летчики сравнивали самолет Туполева с пикировщиками Пе-2 и сравнения зачастую были не в пользу машины Петлякова.

На завершающем этапе борьбы с Германией Ту-2 бомбил Кёнинсберг  и столицу Третьего рейха – Берлин. Наиболее массово бомбардировщики Туполева применялись в ходе боевых действий против Японии. Эти самолеты буквально стерли с лица земли Хайларский укрепрайон Квантунской армии, множество других опорных пунктов и транспортных узлов противника.

Результаты боевого применения Ту-2 позволили главному маршалу авиации Новикову назвать его лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй Мировой войны. Всего за время серийного производства с 1942 по 50-е годы было выпущено более 2500 самолетов этой модели. После окончания войны Ту-2 еще 10 лет состоял на вооружении ВВС Советского Союза и других стран. В составе военно-воздушных сил Индонезии, Китая и Северной Кореи бомбардировщик служил до середины 60-х годов. За создание и выпуск Ту-2 Андрей Николаевич Туполев был награжден Сталинской премией первой степени, произведен в генерал-майора инженерно-технической службы, а в 1945 году он стал Героем Социалистического Труда.