www.Onthewing.ru - ОКБ Андрея Николаевича Туполева

ОКБ Андрея Николаевича Туполева

Особенностью конструкторского таланта Андрея Туполева была его глубокая связь с дореволюционной научно-технической мыслью. Еще в 1909 году профессор Жуковский, читавший лекции по общей теории воздухоплавания в императорском техническом училище, собрал вокруг себя группу талантливых энтузиастов. Они занимались проектированием и строительством аэропланов. В 1918 году в условиях гражданской войны по инициативе знаменитого ученого был создан специальный авиационный научный центр. Он получил название ЦАГИ – центральный аэрогидродинамический институт. В его составе работало опытное конструкторское бюро, которое возглавил Туполев.

В первое десятилетие ХХ века самая передовая школа авиационных технологий сложилась в Германии. Немецкие металлурги еще до начала Первой Мировой войны сумели получить специальный сплав – дюралюминий, который оптимально соответствовал требованиям авиастроения будущего.

В 1915 году Хуго Юнкерс сконструировал свой первый цельнометаллический самолет J-1, названный не без иронии – «Жестяной осёл». Военные, которые вообще не верили в реализацию столь новаторской задачи все таки приняли на вооружение эти «металлические ящики». Но их количество (314 штук) было не сравнимо с тысячами фанерных бипланов, обшитых полотном.

J-1

Учитывая достижения германских инженеров и отечественных опыт создания многокрылых летательных аппаратов – бипланов, трипланов, Туполев сделал для себя, как авиаконструктора, координальный вывод: отныне все его творческие помыслы будут направлены на создание монопланов. Оставалось решить проблему с материалом для строительства машин. В небе по-прежнему господствовали дерево и ткань, но будущее, по мнению Туполева, было за металлическими конструкциями.  

В 1922 году на заводе в поселке Кольчугино под Владимиром совместно с металлургами Туполеву удалось получить сплав, названный «кольчуг алюминия». Был сделан первый шаг в направлении создания советских цельнометаллических самолетов.

Деятельность КБ была связанна с развитием тяжелых самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Первыми работами нового коллектива стали самолеты АНТ-1 смешанной металлодеревянной и АНТ-2 цельнометаллической конструкции.

Спортивная авиетка АНТ-1 представляла собой одноместный моноплан с двигателем мощностью всего 35 л.с. В ходе испытаний самолет развил скорость 125 км/ч и поднялся на высоту 600 м. Такие показатели уже никого не удовлетворяли, поэтому КБ приступило к проектированию следующего самолета, первого в советском союзе цельнометаллического самолета – АНТ-2.

АНТ-1

К апрелю 1925 года машина АНТ-2 прошла полный цикл испытаний. Скорость достигла 170 км/ч, высота полета увеличилась до 3-х км. Это был серьезный успех. Благодаря технологичности и высокой живучести конструктивная схема АНТ-2 стала базовой для целого поколения самолетов.

АНТ-2

В середине 20-х годов перед Туполевым и его инженерами была поставлена задача: построить боевой самолет цельнометаллической конструкции. Предполагалось использовать его как разведчик, легкий бомбардировщик и самолет огневой поддержки. Работа шла ударными темпами: между выпуском первого опытного образца и первого серийного самолета Р-3 (АНТ-3) прошло два года. Все было построено около 100 машин этой конструкции.

В 20-е годы советские летчики совершили на Р-3 несколько выдающихся перелетов, подтвердив готовность КБ к решению самых серьезных задач.

Р-3

В 1929 году коллектив Туполева получил от командования ВВС заказ на строительство тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Первый опыт создания многомоторных машин был получен при разработке ТБ-1. По своим компоновочным решениям он во многом определил дальнейшее развитие мирового тяжелого самолетостроения. В декабре 1930 года летчик-испытатель Михаил Громов совершил первый полет на новом самолете. Это был знаменитый небесный линкор АНТ-6, в серийном производстве получивший индекс ТБ-3.