www.Onthewing.ru - Одномоторный самолёт-истребитель Як-1

Одномоторный самолёт-истребитель Як-1

К началу 40-х годов основу военно-воздушных сил Красной армии составляли полуторапланы И-15 в нескольких модификациях и моноплан И-16 конструкции Поликарпова. Они хорошо зарекомендовали себя в ходе гражданской войны в Испании и боевых действиях против японской армии в районе озера Хасан и на реке Ханхил-Гол. Но становилось все очевиднее, что советские истребители устарели. По всем параметрам они проигрывали и немецкому BF-109 и недавно появившемуся английскому Spitfire.

В мае 1939 года ведущие разработчики авиационной техники, в том числе Лавочкин, Микоян и Яковлев получили задание: в ближайшие полгода создать истребитель, по меньшей мере, не уступающий зарубежным аналогам.

В конце декабря Яковлеву позвонил Сталин и поинтересовался ходом работ. Разработка машины контролировалась на самом высоком уровне и невыполнение государственного задания грозила конструктору печальными последствиями. К тому времени в тюрьмах и специальных КБ, так называемых «шарашках», уже находились Туполев, Петляков, Мясищев и другие известные авиаконструкторы.

1 января 1940 года опытный образец, получивший обозначение И-26-1 доставили на заводской аэродром. 13 января был выполнен первый полет. Летчик-испытатель Юлиан Пионтковский отметил хорошую устойчивость и управляемость самолета.

И-26-1 Первый прототип Як-1

Есть два метода повышения скорости: увеличение мощности мотора и понижение аэродинамического сопротивления. Первый путь можно назвать силовым. Он приводит к появлению тяжеловесных грубоватых на вид самолетов, которые словно таранят воздух. Второй порождает элегантные, легкие, обтекаемые, поистине летучие конструкции. Именно такие качества были свойственны тем 37000 Яков, которые воевали и побеждали во время войны. А началось все с И-26. Чистые аэродинамические формы, рациональная компоновка с расположением всех больших масс в близи центра тяжести обеспечили истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики. Среднее расположение кабины пилота обеспечивало хороший обзор вперед, что было немаловажно для самолетов с хвостовой опорой шасси, на рулении и особенно на взлете и пробеге. Однако спешка и нервозная атмосфера, сопровождавшая производство машины, не могли не сказаться на качестве работ. Мотор перегревался, крыло не выдерживало перегрузок, маслопроводы лопались, машина капотировала при посадке.

И-26

27 апреля на 43-м полете опытный истребитель потерпел катастрофу в которой Юлиан Пионтковский погиб.

Устранение дефектов и недостатков требовало времени. Прошли месяцы, прежде чем удалось достичь более-менее приемлемых летных данных. Но в жизни главного конструктора уже произошли серьезные перемены.

9 января 1940 года Александр Яковлев был назначен заместителем наркома авиационной промышленности и в составе официальной советской делегации отправился в Берлин. В тот период времени Германия была не только ведущей европейской авиастроительной державой, но и находилась в дружественных отношениях с Советским Союзом. Яковлев встретился с ведущими авиаконструкторами.  Кроме того, он подписал контракт на поставку в СССР современных немецких самолетов.

Ровно за год да начала Великой Отечественной войны в Москву прибыли пять истребителей BF-109E и один Heinkel He-100, по два бомбардировщика Junkers Ju-88 и Dornier Do-215. Знакомство советских конструкторов с лучшей европейской авиатехникой того времени, конечно же, помогло им при завершении работы над собственными моделями нового поколения. Некоторые узлы и агрегаты были попросту скопированы с немецких.

На заводе №213 в Москве было освоено производство автоматов ввода и вывода самолетов из пикирования, установленных на Ju-88. Эти устройства применялись на бомбардировщиках СБ, АР-2 и Пе-2. Вместо жестких сварных бензобаков стали использовать фибровые протектированные баки. Был введен целый ряд полезных усовершенствований в конструкции новых самолетов. После знакомства с немецкими самолетами военные стали требовать обязательного применения на борту оборудования радиосвязи.

Опытные образцы истребителей, разработанных в КБ Микояна, Лавочкина и Яковлева вышли на государственные испытания с разрывом в два-три месяца.  Почти одновременно с мая по июнь 1940 года они были запущенны в серийное производство. И-26 многим отличался от своих собратьев, будущих МиГа и ЛаГГа, в первую очередь весом.

МиГ-1

ЛаГГ-1