www.Onthewing.ru - Учебно-тренировочный истребитель Як-11

Учебно-тренировочный истребитель Як-11

В1944 году А.С. Яковлев предложил оснастить истребитель Як-3 звездообразным мотором воздушного охлаждения АШ-82ФН - гораздо более мощным, чем изначально стоявший на этой машине двигатель ВК 105. Самолет, которому присвоили индекс Як-ЗУ («улучшенный»), получился в целом удачным, но его испытания завершились в июне 1945 года, когда Великая Отечественная война уже закончилась и потребность в таком истребителе отпала Серийно он не строился.

Тогда Яковлев решил переделать машину в двухместный учебно-тренировочный истребитель, установив на него облегченный мотор ALU-21. Этот семицилиндровый однорядный мотор представлял собой как бы «половину» четырнадцатицилиндрового двухрядного АШ-82ФН. Мощность АШ-21 была вдвое меньшей, чем у АШ-82ФН, но для учебного самолета она считалась вполне достаточной. Также вдвое меньшим был и расход горючего. К 1945 году АШ-21 прошел 100 часовые ресурсные испытания, был признан вполне надежным и принят на снабжение ВВС.

Необходимость в новой учебной машине объяснялась тем, что в годы войны основным самолетом в летных школах оставался давно устаревший биплан У-2 (По-2) и почти такой же старый УТИ-4 — двухместный вариант истребителя И-16. Эти самолеты не позволяли осуществлять полноценную подготовку пилотов современных скоростных машин, поэтому выпускников летных школ приходилось доучивать в так называемых ЗАПах - запасных авиаполках, где бывшие курсанты осваивали новую технику на двухместных вывозных истребителях Як-7В, Як-9ВиЛа-7УТИ.

Прототип учебно-тренировочного истребителя Як-3УТИ

Такая двухступенчатая система серьезно замедляла учебный процесс, к тому же использование в качестве летающих тренажеров двухместных вариантов боевых истребителей обходилась слишком дорого. Облегченный и упрощенный двухместный вариант Як-3 как нельзя лучше подходил для «продвинутой» подготовки в летных школах, позволяя их выпускникам сразу, минуя ЗАПы, садиться в кабины боевых машин.

Уже к осени 1945 года проект такого самолета под обозначением Як-ЗУТИ («учебно-тренировочный истребитель») был готов. Прототип построили довольно быстро, поскольку основные его фрагменты (хвостовая часть фюзеляжа, крыло, оперение и шасси) взяли от обычного серийного Як-3. 10 ноября летчик Г.С. Климушкин совершил на нем первый полет. Заводские испытания завершились успешно, а в начале 1946 года самолет был представлен на Государственные испытания, которыми руководил прославленный летчик П.М. Стефановский. Он дал высокую оценку машине, и в том же году ее запустили в серийное производство на саратовском авиазаводе № 292 под новым обозначением Як-11.

Як-11 из музея ОКБ Яковлева

Потребность в «летающей учебной парте» была столь велика, что вскоре к ее производству подключили ленинградский авиазавод N° 272. В 1946 году успели сдать военной приемке первые 29 серийных экземпляров, а всего до 1955 года, когда постройка самолета завершилась, в СССР было выпущено 3459 Як-11, из них 1753 - в Ленинграде и 1706 -в Саратове. Пик серийного производства пришелся на 1948 год, когда из заводских цехов вышло около 1000 учебных истребителей.

 

Конструкция

Як-11 — одномоторный цельнометаллический двухместный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной.

Фюзеляж: имеет металлический каркас из четырех трубчатых хромансилевых лонжеронов и 11 рамных шпангоутов. Борта кабины, а также закабинный гаргрот покрыты фанерой, борта хвостовой части фюзеляжа обшиты полотном. К первому шпангоуту на болтах крепится моторама, которая представляет собой сварную ферму из стальных труб и стального кольца, несущего на себе двигатель. Капот состоит из кольцевой обечайки, обтекателя редуктора, двух съемных крышек в виде полуцилиндров и боковых лючков с управляемыми створками. Для регулировки притока охлаждающего воздуха спереди установлены управляемые жалюзи.

За капотом расположены кабины курсанта и инструктора под общим прозрачным фонарем со сдвижными сегментами. Обе кабины радиофицированы и имеют дублированные комплекты органов управления.

Крыло: неразъемное, двухлонжеронное с металлической обшивкой, приклепанной к каркасу заклепками с по тайными головками. Элероны обшиты полотном. В нижних поверхностях консолей крыла имеются ниши для размещения амортизационных стоек и колес шасси в убранном положении. Они образованы передним лонжероном, выгнутым по контуру деталей шасси, и нервюрами, входящими в силовую систему крыла. Посадочные щитки обшиты листовым дюралем.

Оперение по конструкции аналогично крылу. Рули обшиты полотном. Рули высоты оснащены триммерами, а на задней кромке руля направления установлен флегтнер.

Силовая установка:
семицилиндровый однорядный звездообразный мотор ALJJ-21 вращает через понижающий редуктор двухлопастный металлический винт автоматически изменяемого шага ВИШ 111 -Д-15. Диаметр винта - три метра, втулка закрыта коком.

Два основных бензобака емкостью по 173 л установлены в консолях крыла, а в фюзеляже - расходный бачок на 1 3,5 л. Маслосистема состоит из маслобака на 35 л, размещенного между двигателем и кабиной, маслорадиатора и суфлерного бачка.

Запуск двигателя осуществляется встроенным пневмостартером.

Шасси: обычной схемы. Основные стойки с масляно-пневматической амортизацией в полете убираются в ниши крыла по направлению к продольной оси самолета. Механизм уборки-выпуска шасси, а также колесные тормоза действуют от пневмосистемы, которая состоит из компрессора и двух баллонов со сжатым воздухом. Хвостовое колесо неубирающееся.

Вооружение: один крупнокалиберный синхронный пулемет ВС для обучения воздушной стрельбе и подкрыльевые подвески для двух практических бомб массой до 50 кг для обучения бомбометанию.