www.Onthewing.ru - Як-12 - лёгкий многоцелевой транспортный самолёт

Як-12 - лёгкий многоцелевой транспортный самолёт

 

Модификации

Як-12

Первая серийная модификация, ее конструкция описана в предыдущем разделе. Самолет запущен в серию в мае 1948 года и выпускался на долгопрудненском авиазаводе до конца 1950-го. Всего построено 714 экземпляров. В ходе серийного производства в конструкцию введен ряд мелких улучшений, таких как установка второй двери в правом борту кабины, стеклоочистителя «дворника» на лобовом стекле, сидений со складными спинками, увеличение объема бензобаков и усиление стойки хвостового колеса.

Як-12 серийный

Як-12С (санитарный)

Самолет проходил испытания в апреле-мае 1949 года. Он мог перевозить одного больного на носилках, которые загружались через грузовой люк, и сопровождающего его врача. Кабина оснащалась системами обогрева и вентиляции, в состав бортового оборудования были включены аптечка, термос и медицинский столик.

Выхлопная система двигателя также подверглась доработке: выхлопные патрубки цилиндров объединили в длинную трубу-коллектор, которая проходила под днищем фюзеляжа за кабину. Это полностью исключило попадание выхлопных газов в санитарный отсек.

Начиная с 642-го серийного экземпляра все Як-12 с моторами М-11ФР строились в данном варианте.

В 1949-1950 годах проходили испытания еще несколько субмодификаций Як-12, таких как учебно-тренировочный Як-12УТ, сельскохозяйственный Як-12С и гидровариант Як-12Г с поплавковым шасси. Но ни один из них серийно не строился в связи с намеченным переходом на выпуск Як-12Р с более мощной силовой установкой.

Як-12Р

В 1948 году моторостроительное ОКБ под руководством А.Г Ивченко наконец-то разработало принципиально новый и более мощный, чем М-11, двигатель, отлично подходящий для Як-12. Это тоже была однорядная «звезда» воздушного охлаждения, но не с пятью, а с девятью цилиндрами, развивавшая мощность 260 л.с. Ее назвали М-14, а затем в честь создателя переименовали вАИ-14. Вариант мотора с понижающим редуктором получил наименование АИ-14Р.

В апреле 1950 года Совет министров издал постановление, предписывающее переделать Як-12 под АИ-14Р. Коллектив яковлевского КБ привык работать быстро, и уже в августе прототип новой модификации был представлен на заводские испытания. Помимо мотора он отличался от предшественника новым капотом круглого сечения, винтом В-530 диаметром 275 см с новым регулятором оборотов, увеличенным горизонтальным оперением, удлиненными стойками шасси, измененным объемом бензо- и маслобаков, а главное - совершенно новым цельнометаллическим крылом увеличенной площади и измененной формы.

Округлые внешние края консолей сменили на прямоугольные «срезанные» законцовки. Дюралевый каркас крыла до первого лонжерона имел несущую металлическую обшивку, а далее крыло обтягивалось полотном. Такая конструкция не только обеспечила заметный выигрыш в массе, но и была гораздо долговечнее деревянной, поскольку металл не гниет и не боится сырости, а полотняные участки обшивки по мере износа легко заменить даже в аэродромных условиях.

Объем нововведений был настолько велик, что фактически на испытания вышел новый самолет, однако для сохранения преемственности ему оставили прежний индекс Як-12 с добавлением буквы «Р».

Первый прототип Як-12Р

Испытания показали, что Як-12Р значительно превосходил Як-12 в скорости, скороподъемности и массе полезной нагрузки. При этом летчики отмечали опасные вибрации крыла и нарушения температурного режима двигателя, но к началу 1951 года эти проблемы удалось побороть. В апреле того же года Як-12Р запустили в серию в качестве связной, штабной, санитарной и легкой грузопассажирской машины с четырехместной кабиной, в которой за первой парой кресел устанавливались сиденья еще для двух человек.

Казалось, перед самолетом открывались широкие перспективы, но тут в его судьбу вмешался «человеческий фактор». И.В. Сталин, услыхав от кого-то излишне оптимистичный рассказ об уникальных возможностях Як-12, приказал, чтобы такой самолет доставлял ему на дачу свежие газеты и почту, садясь прямо на лужайке перед домом. Но лужайка оказалась столь крохотной, что пилот не рискнул приземляться и, сделав круг, улетел обратно. Сталин воспринял это с большим раздражением.

Вскоре из-за грубого нарушения летной дисциплины разбился другой Як-12Р в котором летели на охоту два генерала. Чтобы скрыть истинную причину катастрофы ее списали на мнимые недостатки машины, а «вождь» разгневался еще больше. В результате после выпуска всего 63 экземпляров производство Як-12Р прекратили.

Только после смерти Сталина выпуск самолета, необходимого как для армии, так и для народного хозяйства, был возобновлен. В сентябре 1953-го вышло постановление Совета министров о начале производства Як-12Р на ленинградском авиазаводе № 272. В 1954 году завод в соответствии с планом построил 100 экземпляров машины, а в 1955 году - еще 300.

Як-12М

Одновременно с возобновлением серийного производства Як-12 ОКБ Яковлева вновь начало работы по его дальнейшему совершенствованию. К весне 1954-го это привело к появлению очередной модификации, которую сначала назвали «Як-12 эталон 1955 года», подразумевая, что ее серийное производство начнется в 1955 году, но затем переименовали в Як-12М (модернизированный).

От Як-12Р она отличалась удлиненной хвостовой частью фюзеляжа, а также уменьшенным размером киля и стабилизатора. Киль стал более округлым, а перед ним появился вытянутый форкиль.

Як-12М строился серийно на заводе № 272 в нескольких субмодификациях — грузопассажирской, связной, санитарной и сельскохозяйственной, причем все варианты легко и быстро конвертировались друг в друга. Так, для переоборудования пассажирского самолета в санитарный требовалось всего полчаса, а в сельскохозяйственный - два часа.

Также выпускались учебные Як-12MB со съемными дублирующими комплектами органов управления, которые монтировались перед правым передним сиденьем. Некоторые из них дополнительно комплектовались шторками на лобовом стекле и боковых окнах для обучения «слепым» полетам по приборам. Были и оригинальные версии, выпущенные малой серией или в штучных экземплярах, например, буксировщики планеров и даже воздушный кабелеукладчик.

Як-12М стал самой массовой модификацией машины, выпущенной в количестве 1187 штук.

Як-12ММ

Санитарно-эвакуационный вариант Як-12М на водном двухпоплавковом шасси. Для погрузки и выгрузки носилок с больным самолет был оснащен съемным портативным подъемным краном («стрелой»), который крепился на левом борту. В 1958 году построено 30 экземпляров. Более массовому производству помешала загруженность 272-го завода другими заказами.