www.Onthewing.ru - Як-12 - лёгкий многоцелевой транспортный самолёт

Як-12 - лёгкий многоцелевой транспортный самолёт

 

Як-12А

В 1957 году по заказу Главного Управления гражданского воздушного флота А.С. Яковлев провел еще одну модернизацию Як-12. Самолет опять «поменял крылья», получив новые плоскости с консолями трапециевидной формы и автоматически выдвигаемым предкрылком. Площадь металлической обшивки была увеличена до заднего лонжерона, а V-образные подкосы заменены на l-образные. Горизонтальное оперение также стало трапециевидным. Все это привело к значительному снижению аэродинамического сопротивления и увеличению крейсерской скорости при том же расходе бензина, а следовательно — к снижению себестоимости грузоперевозок.

Существенной переделке подверглась кабина. Ручку управления заменили на штурвал, более привычный для гражданских пилотов, а в заднем пассажирском отделении установили мягкий широкий диван и сделали декоративную обивку из ткани и искусственной кожи.

Польский Як-12А

Одним словом, Як-12 превратился в комфортабельное воздушное такси. Наряду с базовым пассажирским вариантом выпускались санитарная и аэроклубовская (спортивная) версии. Общий итог серийного производства Як-12А — 529 экземпляров.

Як-12Б

Последней модификацией Як-12 стал биплан Як-12Б. Его разработали по заданию военных, хотевших получить связной самолет, способный взлетать и садиться на любом «пятачке». Прототип Як-1 2Б проходил испытания с сентября по ноябрь 1960 года.

Як-12Б в полете

Установка второго крыла еще более улучшила и без того хорошие взлетно-посадочные данные машины, что было отмечено в отчете об испытаниях. Длина пробега при посадке на грунт составляла всего 50 м, длина разбега - 70 м. Однако к тому времени в армейский обиход уже вошли вертолеты, которым, как известно, вообще не нужны взлетные полосы. Поэтому в Министерстве обороны, поразмыслив, отказались принимать Як-1 2Б на вооружение. Серийно он не строился.

PZL-101 Gawron

В 1956 году СССР передал Польше техническую документацию по Як-12 для организации его серийного производства на местном авиазаводе PZL В 1957-1960 годах поляки собрали 1191 экземпляр машины в модификациях «М» и «А», а в 1958 году разработали собственную сельскохозяйственную версию Як-12М под обозначением PZL-101 и названием Gawron («Ворон»). В его грузовой кабине был установлен большой бак на 500 л ядохимикатов, что привело к смещению центровки назад и снижению устойчивости. Чтобы парировать это негативное явление инженеры PZL решили придать крылу небольшую стреловидность и установить на его концах овальные шайбы. По ним Gawron легко отличить от обычных Як-12.

Польский Як-12М

Самолет выпускался с 1960 по 1966 год. Всего построено 325 экземпляров, из них 215 сельскохозяйственных, 78 пассажирских и 32 санитарных.

 

Эксплуатация

Як-12 не получил столь большого распространения как его предшественник У-2. Причин тому несколько. Во-первых, значительную часть его функций взяли на себя появившиеся в начале 1950-х годов вертолеты и более грузоподъемные бипланы Ан-2. А во-вторых, после войны в СССР уже не велось такой массовой начальной подготовки пилотов как в предвоенный период.

Тем не менее в 1948-1966 годах в СССР и Польше было построено примерно 5000 экземпляров Як-12. Около 70% советских машин эксплуатировалось в «Аэрофлоте», а остальные поступили в Вооруженные Силы, ДОСААФ и другие организации. Спектр их гражданского применения был весьма широк. Они возили пассажиров между мелкими населенными пунктами по всему Союзу — от Прибалтики до Средней Азии и Дальнего Востока, использовались лесной патрульной службой для поиска очагов лесных пожаров, доставляли на отдаленные «точки» геологов и геодезистов.

Учебные Як-12Ри Як-12Мсо сдвоенным управлением активно применялись для подготовки гражданских пилотов. К примеру, в 1958 году в Сасовском летном училище насчитывалось 59 таких машин. Этой же цели служили самолеты, принадлежавшие аэроклубам ДОСААФ, но там их использовали еще и для выброски парашютистов (при этом правую дверь обычно снимали, а снаружи под дверным проемом укрепляли широкую ступеньку).

Некоторые машины летали в Полярной авиации, осуществляя ледовую разведку, а одна из них добралась даже до Антарктиды. Отметился Як-12 и в кинематографе, в частности, в 1958 году он сыграл одну из главных ролей в известном фильме «Последний дюйм».

С 1972 года Як-1 2 повсеместно начали списывать в связи с выработкой нормативных сроков службы и прекращением выпуска запчастей. Последние из них вывели из эксплуатации в 1980 году. Тем не менее, несколько десятков Як-12 разных модификаций сохранилось до наших дней, причем многие из них поддерживаются силами энтузиастов в рабочем состоянии и продолжают катать пассажиров, а также радуют своими демонстрационными полетами зрителей на различных авиационных праздниках и аэрошоу.

 

Окраска

Все Як-12 ранних модификаций красились по единому армейскому стандарту - «зеленый верх, голубой низ», причем так были окрашены даже машины, переданные в ГВФ. От военных самолетов их отличало только отсутствие красных звезд и наличие регистрационных кодов, состоявших из аббревиатуры «СССР» и нескольких цифр. Коды наносили белой краской на борта фюзеляжа за кабиной и черной - на нижнюю поверхность крыла. В некоторых случаях на бортах перед кабиной более мелким шрифтом писали слово «Аэрофлот».

Начиная с модификации «М» раскраски Як-12 стали более яркими и разнообразными. Самолеты, предназначенные для гражданских заказчиков, выходили с завода окрашенными в светло-серый цвет с бордовыми декоративными элементами в белой окантовке. Чуть позже на машинах для «Аэрофлота» серо-бордовая цветовая схема сменилась на серо-синюю. Обе эти схемы показаны на рисунке. Гражданские санитарные самолеты были белыми как автомобили скорой помощи с черными кодами и красными крестами на килях и на крыльях.

Военные Як-12 вплоть до окончания серийного выпуска продолжали красить в зелено-голубые цвета со звездами и желтыми бортовыми номерами. Так же выглядели аэроклубовские машины, но у них на капотах дополнительно наносили белую или желтую надпись «ДОСААФ». У армейских санитарных самолетов вместо звезд на крыльях и вертикальном оперении рисовали красные кресты в белых кругах. Иногда на капоте перед мотором накрашивали черную матовую антибликовую полосу. Интерьеры кабин были светло-серые, приборные доски - черные.

 

 Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №26, 2012.