www.Onthewing.ru - Реактивный истребитель Як-15

Реактивный истребитель Як-15

 

Модификации

Построено два опытных Як-15. Первый прототип после наземных испытаний отправили на завод для доработки. На втором прототипе изначально были установлены стальное колесо хвостовой опоры, жаропрочный стальной экран в нижней хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор увеличенной площади. Первый полет прототип выполнил 24 апреля 1946 года. В августе 1946 года опытный Як-15 демонстрировался на воздушном параде в Тушине.

Як-15 малой серии

После воздушного парада в Тушине Сталин лично поставил задачу собрать к параду 7 ноября 1946 года 15 самолетов Як-15 е варианте без бронезащиты и вооружения, с фюзеляжным баком увеличенной емкости. Для серийного производства Як-15 выбрали завод № 31 в Тбилиси, выпускавший истребители Як-3. Первый (№ 310002. борт «32») и последний самолет малой серии (№ 310015. борт «35») были предъявлены на Государственные испытания, вооружение этих машин состояло из одной пушки НС-23.

Серийные Як-15

На серийных Як-15 устранили большую часть замечаний, выявленных в ходе Государственных испытаний. Часть самолетов ранней постройки не имела вооружения вообще или оснащалась одной 23-мм пушкой. Серийное производство продолжалось до 1947 года, построено порядка 280 самолетов.

Двухместный Як-15

Постановлением СНК СССР от декабря 1946 года предписывалось построить 25 Як-15 в двухместном учебно-тренировочном варианте Як-15В (В - вывозной), позже обозначение изменили на Як-21. Прототип был построен в Тбилиси, первый полет выполнил 5 апреля 1947 года. В серию самолет не передавался, так как к этому времени был готов более совершенный двухместный Як-21Т.

Як-17-РД10

В 1946 году был спроектирован улучшенный вариант -  Як-15 улучшенной аэродинамики, с крылом, набранным из тонких профилей и измененным хвостовым oперением; в кабине установили катапультное кресло, лобовое остекление козырька фонаря кабины выполнили из бронестекла. Основные опоры шасси убирались в фюзеляж. Осенью 1946 года на самолете выполнили несколько рулежек, но в воздух машину поднимать не стали по причине бесперспективности шасси с хвостовой опорой.

Як-17 (Як-15У)

Разработка Як-15У (У - улучшенный) велась параллельное работами по Як-15В и Як-17РД-10. Главным отличием Як-15У стало шасси с носовой опорой. Носовая опора убиралась в фюзеляж не полностью. На самолете установили хвостовое оперение увеличенной площади и измененной формы. На концах крыла предусмотрена возможность установки подвесных топливных баков вместимостью по 331 кг керосина. Изменен фонарь кабины. В прототип Як-15У переделали серийный истребитель. Первый полет на прототипе выполнил летчик-испытатель Г.С. Климушкин в июне 1947 года. В августе самолет демонстрировался на воздушном параде в Тушине. Под обозначением Як-17 истребитель запустили в серию на заводе №31. Серийный выпуск продолжался до 1949 года.

Як-17УТИ (Як-21Т)

Изначально двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя Як-15У имел обозначение Як-21Т. Первый полет на Як-21T выполнил в мае 1947 года летчик-испытатель Г.С. Климушкин. Вооружение на прототипе не устанавливалось. От Як-15У спарка отличалась наличием второй кабины. Обе кабины закрыты общим каплеобразным фонарем. По результатам Государственных испытаний на спарку рекомендовали установить одну пушку НС-23. В 1947 году самолет запустили в серийное производство на заводе №31 под обозначением Як-17УТИ.

Як-17УТИ

Як-17УТИ стал первым советским учебно-тренировочным реактивным самолетом. Он отличался от Як-21Т заново спроектированным фонарем кабины более угловатой формы с двумя сдвижными сегментами и измененным хвостовым оперением. Фактически истребитель Як-17 и спарка Як-17УТИ представляют собой новые самолеты, а не модификации истребителя Як-15. Всего построено 430 Як-17 и Як-17УТИ.

Производство по лицензии

В 1949-1950 годах велась подготовка лицензионного производства самолетов Як-17 под обозначением G-1 «WSK PZL» в Мелеце, Польша, и двигателей РД-10 под обозначением G-2 на заводе вЖешу-ве. Ни одного истребителя G-1 построено не было, поскольку самолет к 1950 году однозначно устарел. Завод е Жешуве собрал порядка 30 двигателей для поступивших на вооружение ВВС Польши под обозначением Як-17В учебно-тренировочных самолетов Як-17УТИ. С сентября 1950 года предполагалось начать сборку истребителей Як-17 и спарок Як-17УТИ под общим обозначением S-100 на заводе «Летов» в Праге, но ни одного самолета построено не было.

 

Эксплуатация

При проектировании Як-15 А.С. Яковлев сознательно пошел на компромисс. Установка ТРД на поршневой истребитель не сулила радикального роста летных данных. Самолет с прямым крылом сравнительно толстого профиля априори не мог развить околозвуковой скорости, зато первый реактивный Як сохранил присущую поршневым истребителям Яковлева простоту пилотирования. Необычный облик машины, лишенный привычного для летчиков винта, компенсировали знакомая по Як-3 кабина и схожее с поршневым истребителем поведение в полете.

Вне всяких сомнений Як-15 очень облегчил переход летчиков с поршневых самолетов на реактивные. Неслучайно, что военные рассматривали Як-15 скорее не как боевой истребитель, а как учебно-тренировочный самолет. С другой стороны, переоценивать значение Яка даже как учебного не стоит. В силу «прожорливости» реактивного движка и малой емкости топливных баков полет продолжительностью в 20-25 минут уже считался длительным. За 20 минут строевой летчик способен выполнить лишь несложное задание в ближней к аэродрому зоне. Полноценного обучения на боевое применение на самолете с такой продолжительностью полета организовать невозможно. Уместно напомнить, что главным критическим аргументом в отношении великолепного почти во всех отношениях МиГ-29 является малая продолжительность полета - в строевых частях обычно около часа, то есть в пять раз больше, чем у Як-15. В числе первых, а возможно и первым, Як-15 в августе 1946 года получил отдельный учебно-тренировочный полк I-го учебно-методического центра переучивания летного состава, дислоцированный недалеко от железнодорожной станции Сейма (ныне город Володарск) Горьковской области. Перед полком была поставлена задача принять участие в воздушном параде 7 ноября на реактивной технике. Переучивание на Як-15 и МиГ-9, а также и подготовка к параду, велись на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Воздушный парад 7 ноября 1946 года не состоялся из-за сильного дождя, но летчики и самолеты были готовы. На аэродром Сейма 11 самолетов Як-15 перелетели из Жуковского в декабре 1946 года с одной промежуточной посадкой для дозаправки — это был первый в СССР дальний (относительно!) групповой перелет реактивных самолетов. В январе на базе учебно-методического центра началось переучивание строевых летчиков на реактивную технику.

Впервые реактивные самолеты в большом количестве продемонстрировали на параде 1 мая 1947 года - в нем приняло участие 50 Як-15.