www.Onthewing.ru - Реактивный истребитель Як-15

Реактивный истребитель Як-15

 

Изначально выполнять пилотаж на реактивных истребителях было запрещено, но неспособный выполнять пилотаж самолет-истребитель является нонсенсом. Официально высший пилотаж на реактивном истребителе впервые в СССР выполнил 25 февраля 1947 года летчик-испытатель П.М. Стефановский, но есть данные, что первым был летчик учебно-методического центра М. Уницкий. Характерно, что оба летчика для первых полетов на пилотаж выбрали Як-15 как самый простой в пилотировании реактивный истребитель. На параде 1947 года в Тушине был показан групповой пилотаж трех Як-15. На парадах в Тушине 1948 и 1949 годов групповой пилотаж демонстрировала пятерка Як-15 - в 1948 году ведущим пятерки истребителей был генерал (впоследствии маршал авиации) Е. Я. Савицкий.

Первые реактивные истребители Яковлева в 1947-1948 годах поступили на вооружение ряда истребительных авиационных полков ВВС и ПВО, в том числе 28-го гвардейского, 72-го, 196-го, 472-го и 521-го. В ряде полков Як-15 эксплуатировались вместе с Як-17. С вооружения Як-15 и Як-17 сняли в начале 1950-х годов. Спарки Як-17УТИ продержались в строю несколько больше - до начала массовых поставок учебно-тренировочного истребителя МиГ-15.

Истребители Як-15 не экспортировались, но Як-17 получили ВВС Болгарии и Польши, а Як-17УТИ поставлялись в Болгарию, Польшу, Румынию, Чехословакию и Китай. В Польше Як-17УТИ летали до 1960 года. С вооружения ВВС Болгарии, Чехословакии и Румынии Як-17 сняли в середине 1950-х годов. В Китае на Як-17УТИ в течение нескольких лет готовили летчиков для МиГ-15.

 

Окраска

Верхние поверхности истребителей Як-15 строевых авиаполков ВВС СССР окрашивались в темно-зеленый цвет, нижние поверхности - в светло-голубой. Вероятно, значительное количество строевых самолетов имело однотонную серую и зеленую окраску. Достоверно установить цвета окраски самолетов вряд ли возможно, поскольку сохранилось совсем небольшое количество черно-белых фотографий. Самолеты пилотажных пятерок, выступавшие на парадах 1948 и 1949 годов, были окрашены в красный цвет, причем нижние поверхности самолетов, летавших в Тушине в 1949 году, были светлыми, вероятно - белыми. Носовые части фюзеляжей Як-15, принимавших участие в параде 1 мая 1947 года, были окрашены в красный цвет. В темно-зеленый и светло-голубой цвета окрашивались самолеты Як-17 и Як-17УТИ как ВВС СССР, так и ВВС стран Восточной Европы. Часть китайских Як-17УТИ получила светлую однотонную окраску.

Як-15 в музее ОКБ им. А.С. Яковлева

На самолетах ВВС СССР опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд с бело-красной окантовкой наносились на верхние и нижние поверхности крыла, киль, борта фюзеляжа между крылом и оперением. Двузначные бортовые номера, чаще всего желтого цвета с черной окантовкой, наносились на борта носовой части фюзеляжа.

 

Источник - «Легендарные самолеты» Выпуск №43, 2012.