www.Onthewing.ru - Реактивный истребитель Як-15

Реактивный истребитель Як-15

К концу войны серийные реактивные истребители появились в ВВС Германии и Великобритании. Полным ходом велись работы по реактивной тематике в США. Советский Союз формально даже опередил другие страны - первым в мире вооруженным реактивным истребителем стал БИ-1. На практике отставание было огромным. ЖРД в качестве основного двигателя для истребителя не годился, паллиативные решения в виде жидкостных ускорителей, дополнительных прямоточных двигателей и других комбинированных силовых установок перспективы не имели.

Изучение аэродинамики больших скоростей в середине 1940-х годов находилось в зачаточном состоянии, поэтому многие вполне обоснованно считали главной проблемой «аэропланов реактивных» разработку турбореактивного двигателя. Также следует заметить, что и сегодня создать самолет проще, чем двигатель.

Готового к установке на самолет отечественного двигателя в 1945 году не было, как не было и самолета под реактивный двигатель. Знакомство с трофейной германской техникой позволило оценить всю глубину пропасти, в которой оказались ВВС Красной Армии. В Кремле всерьез обсуждали вопрос о запуске в серию истребителя Ме-262. Сталин принял решение, и со своими постами расстались командующий ВВС маршал авиации А.А. Новиков и нарком авиапрома А.И. Шахурин, а перед авиаконструкторами поставили задачу в кратчайший срок разработать истребители под германские реактивные двигатели Junkers Jumo-004 и BMW-003.

А.И. Микоян и П.О. Сухой приступили к проектированию самолетов с двумя ТРД. С.А. Лавочкин и А.С. Яковлев остановили свой выбор на однодвигательных истребителях. Оба конструктора выбрали реданную схему, при которой ТРД ставился, подобно поршневому мотору, в носовой части фюзеляжа. Реданная схема позволяла без радикальной переделки конструкции планера заменить поршневой мотор на ТРД. Именно так поступили в ОКБ-115 главного конструктора А.С. Яковлева; Микоян, Лавочкин и Сухой создавали свои «изделия» с нуля. ТРД Jumo-004, получивший отечественное обозначение РД-10, установили на истребитель Як-3.

Проектирование реактивного Як-3-ЮМО началось весной 1945 года, ведущим конструктором был Е.Г Адлер. Темпы работы оставались военными - первый прототип собрали в октябре 1945 года. Однако конструктивные недостатки проявились еще до первого полета: струя раскаленных газов двигателя прожгла обшивку нижней хвостовой части фюзеляжа, сгорело резиновое колесо хвостовой опоры шасси. Первый прототип пришлось отправить на доработку. В декабре 1945 года собрали второй прототип, который после нескольких рулежек и подлетов использовали для продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ.

Прототип истребителя Як-15

Як-3 с ТРД РД-10 получил обозначение Як-15. Первый полет на Як-15 летчик-испытатель М.И. Иванов выполнил 24 апреля 1946 года, через несколько часов после первого полета МиГ-9. Первые советские реактивные истребители выполнили свои первые полеты в один день! Заводские испытания Як-15 были завершены в июне 1946 года, Государственные - в декабре 1946 года. Як-15 стал первым реактивным истребителем, принятым на вооружение ВВС Красной Армии.

Конструкция

Як-15 спроектирован на основе цельнометаллического варианта поршневого истребителя Як-3. Отличия связаны, главным образом, с заменой поршневого мотора ВК-107А на ТРД РД-10. Истребитель представляет собой цельнометаллический моноплан реданной схемы с прямым крылом. Основным конструкционным материалом являются легкие сплавы.

Фюзеляж: ферменной конструкции, состоит из трех секций: носовой, средней и хвостовой. Каркас фюзеляжа сварен из труб с использованием раскосов, распорок и стальных расчалок. Обшивка фюзеляжа дюралюминиевая, в нижней хвостовой части фюзеляжа установлен жаропрочный стальной экран.

Кабина: закрыта прозрачным каплеобразным фонарем, подвижная средняя часть которого сдвигается назад. Подвижный сегмент оснащен механизмом аварийного сброса. Кресло летчика состоит из металлической чаши и бронеспинки с мягкой обшивкой. Кресло не катапультируемое. Кабина термоизолирована от двигателя листами асбеста и жаропрочной стали.

Крыло: двухлонжеронное крыло с работающей обшивкой трапециевидной в плане формы выполнено неразъемным. Центральная часть переднего лонжерона выполнена в виде арки, огибающей двигатель. Механизация крыла состоит из элеронов и закрылков, элероны снабжены регулировочными пластинами.

Хвостовое оперение: аналогично хвостовому оперению самолета Як-3. Руль высоты и рули направления имеют полотняную обшивку. На рулях высоты установлены триммеры, на руле направления - регулировочная пластина.

Шасси: полностью убираемое с хвостовой опорой. Все опоры одноколесные. На первом прототипе колесо хвостовой опоры имело резиновую покрышку, которая быстро сгорала в струе газов реактивного двигателя. Колесо с резиновой покрышкой заменили на полностью стальное. Основные опоры с масляно-воздушной амортизацией убираются в крыло в направлении оси фюзеляжа, хвостовая опора убирается в фюзеляж. Уборка и выпуск шасси выполняются с помощью пневмосистемы.

Двигатель: турбореактивный двигатель РД-10 установлен в носовой части фюзеляжа, ось двигателя отклонена вниз на 4° относительно продольной оси планера. На первых серийных Як-15 ставились двигатели Jumo-004 В, собранные из трофейных комплектующих. Выпуск ТРД Jumo-004 В1 под обозначением РД-10 наладили на заводе № 26 в Уфе. Воздухозаборник двигателя лобовой, с толстыми кромками. Проходное сечение воздухозаборника регулируется подвижным центральным телом. Для запуска ТРД используется двухцилиндровый поршневой мотор воздушного охлаждения. Вместимость одного фюзеляжного и четырех крыльевых топливных баков составляет 590 кг.

БРЭО: приборное оборудование и органы управления, за исключением управления двигателем, не отличается от оборудования истребителя Як-3. На самолете установлена приемо-передающая радиостанция с натяжной антенной, радиополукомпас, коллиматорный прицел ПБП-1А.

Вооружение: состоит из двух пушек НС-23 калибра 23 мм, установленных в носовой части фюзеляжа над двигателем. Боекомплект 60 снарядов на ствол. Часть самолетов ранней постройки вооружалась только одной пушкой НС-23, некоторые самолеты вообще не имели вооружения.

Як-15