www.Onthewing.ru - Самолеты Як-26, Як-27, Як-28

Самолеты Як-26, Як-27, Як-28

В 1954 году советские военно-воздушные силы приняли на вооружение дальний всепогодный истребитель-перехватчик Як-25. Он был первым среди отечественных реактивных машин этого класса и, конечно, далек от совершенства. Стремительное развитие систем вооружения, радиоэлектроники и двигателестроения буквально на глазах приводили к моральному старению самолета. В этой ситуации Яковлев решил использовать накопленный конструкторский задел для создания более скоростных машин с использованием мощных силовых установок.

Як-25

КБ в инициативном порядке приступило к проектированию сверхзвуковых самолетов по трем направлениям: фронтовой бомбардировщик, перехватчик и фронтовой разведчик. Машины должны были оснащаться двумя перспективными двигателями АМ-11 конструкции Микулина. Однако их доводка затягивалась, а несколько имеющихся образцов уже использовались для проведения летных испытаний других самолетов. Двигатель АМ-11 в модифицированных вариантах применяется в авиации до сегодняшнего дня.

Из-за проблем с перспективной силовой установкой по просьбе военных Совет Министров СССР распорядился использовать в новых разработках серийный реактивный двигатель РД-9. Яковлеву предложили построить два опытных сверхзвуковых бомбардировщика. Эти машины предназначались для доставки к цели атомной бомбы мощностью 30 Кт и весом в 1200 кг. Новый бомбардировщик получил обозначение Як-26.

Як-26

Предполагалось, что машина будет оснащена самым современным бортовым радиолокационным оборудованием. Под него конструировалась носовая часть фюзеляжа. Для защиты от истребителей противника в корму установили 23 мм скорострельную авиационную пушку. Большой бомбовый отсек позволял использовать широкий арсенал авиационных бомб. Но в ходе летных исследований первого прототипа было выявлено много конструктивных недостатков. Мнения членов государственной комиссии разделились. Одни предлагали продолжить работу, другие настаивали на их прекращении. Як-26 посчитали перспективным и решили построить войсковую серию еще до начала госиспытаний.

Московскому авиационному заводу поручили построить опытную партию бомбардировщиков из десяти машин. Однако самолет так и не был принят военными. Больше Як-26 не строился.

Вторым направлением работ стало создание сверхзвукового перехватчика с большой дальностью полета. Проект получил обозначение Як-27. В таких самолетах остро нуждались и военно-воздушные силы и системы противовоздушной обороны страны. От своего предшественника Як-25 новая машина отличалась более совершенной аэродинамикой. Носовой обтекатель был выполнен в виде  конуса. Крыло и мотогондолы позаимствовали у бомбардировщика Як-26.

Серийный Як-27

Заводские испытания перехватчика завершились весной 1956 года. Скорость машины достигла 1235 км/ч, а время барражирования в воздухе превысило 3 часа.

История повторялась: военные снова торопились с предъявлением нового самолета на испытания. Уже в ходе работ Яковлева в приказном порядке переориентировали с перспективных двигателей АМ-11 на менее мощные РД-9. Из-за этого сроки сдачи опытных перехватчиков срывались. В этих условиях, не дожидаясь начала госиспытаний, было решено выпустить малую войсковую серию машин. Саратовский авиазавод строил самолет в двух вариантах: с пушечным вооружением и ракетным.

Бомбардировщик Як-26 и истребитель-перехватчик Як-27 в июне 1956 года приняли участие в традиционном авиапараде в Тушино.

Однако вскоре на вооружение приняли более совершенный комплекс авиационного перехвата, созданный Павлом Сухим. Работы над Як-27 были свернуты.

Среди реактивных самолетов этого семейства более удачно сложилась судьба бомбардировщика Як-28. Он был выпущен большой серией и получил хорошие отзывы у пилотов. Это произошло благодаря форсажным двигателям Р-11. Только современная силовая установка позволила достичь отличных летно-тактических характеристик.

Як-28

Проектирование самолета велось в течении полутора лет. Первый полет новой машины состоялся 5 марта 1958 года. Вскоре самолет был представлен на государственные испытания, которые прошли быстро и успешно. Некоторые проблемы вызвала система пуска ракет, но и оно вскоре была решена. Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» недавно поступили на вооружение и только начинали осваиваться летчиками.

Як-28 стал первым отечественным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком, способным нести на борту атомное оружие.