www.Onthewing.ru - Советский одномоторный самолёт-истребитель Як-3

Советский одномоторный самолёт-истребитель Як-3

Один из лучших советских истребителей  Як-1 был запушен в серийное производство еще в сентябре 1940 года. Эта машина обладала неплохим конструкционным резервом, благодаря чему неоднократно модернизировалась  с учетом опыта воздушных боев с самолетами люфтваффе, полученного в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Як-1

Однако практика показывала, что любое улучшение тактико-технических и боевых характеристик машины вело к увеличению ее массы, что в свою очередь оборачивалось снижением маневренных и скоростных показателей. Типичным примером такой диспропорции является истребитель Messerschmitt Bf.109 – один из лучших самолетов Третьего Рейха. Создав хороший планер, в дальнейшем немецкие авиаконструкторы улучшали его качества лишь за счет утяжеления конструкции – устанавливали более мощный мотор, более мощное вооружение и т.д. В результате его масса возросла на несколько сотен килограммов, что было очень существенно для истребителей того времени. Самолет исчерпал предел своих возможностей.

Эта проблема очень серьезно волновала Александра Сергеевича Яковлева, машины которого составляли львиную долю истребительного парка советских ВВС. В своих дневниках он неоднократно возвращался к мысли создания боевого самолета, в котором мощное вооружение, скорость и дальность полета сочетались бы с еще одним сверхважным качеством – высокой маневренностью. До определенного момента развитие любого из выше перечисленных качеств шло в ущерб другим. Казалось, что решить эту проблему просто невозможно, но не для Яковлева.

В декабре 1942 года Яковлев собрал у себя в кабинете конструкторов и инженеров и изложил им основные черты  которые видел в образе будущей машины. Выступление главного конструктора выглядело столь обоснованным и убедительным, что у его коллег не возникло даже тени сомнений в возможности воплощения идей Александра Сергеевича в жизнь.

Как отмечал сам Яковлев, разработка машины шла по принципу максимальной весовой отдачи при минимальных геометрических размерах. За основу взяли истребитель Як-1. Была проведена тщательнейшая ревизия деталей самолета на предмет уменьшения их веса без ущерба для прочности конструкции для будущей машины. Борьба за разумное уменьшение массы отдельных деталей и целых агрегатов стала определяющим моментом всей работы над новым истребителем. По сравнению со своим прототипом истребителем Як-1, на опытном образце уменьшили площадь крыла, тяжелые лонжероны крыла, выполненные из дерева, заменили легкими дюралюминиевыми. Многочисленные модели самолетов подолгу исследовались в аэродинамических трубах ЦАГИ. Был проведен большой комплекс работ по сглаживанию контуров выступающих деталей, улучшена обтекаемость фонаря кабины пилотов. Одним словом, аэродинамика новой машины была улучшена очень серьезно.

Все эти мероприятия позволили достигнуть уже на опытных образцах машины скорость полета большую, чем на Як-1. И это притом, что вооружение стало более мощным, а двигатель остался прежним. Таким образом, маневренность и скорость самолета значительно возросли, а его масса существенно уменьшилась.

Внедрение нового истребителя в серийное производство не представляло трудностей, поскольку его прототипом был Як-1, серийно выпускавшийся и успешно воевавший два года, прошедший не одну модернизацию.

Новая машина была предназначена для завоевания господства в воздухе, прикрытия и огневой поддержке сухопутных войск, сопровождения бомбардировочной и штурмовой авиации. Также Як-3 использовался как истребитель ПВО.

Легкий истребитель очень понравился нашим воздушным ассам, которые занимались так называемой свободной охотой за немецкими самолетами. По их отзывам на высотах до 5000 м нашим истребителям не было равных ни в скорости, ни в возможностях маневра, а одного прицельного залпа пушки и двух крупнокалиберных пулеметов было достаточно, чтобы разнести в щепки вражеский самолет. Як-3 был прост и легок в управлении. Пилоту не надо было прилагать больших физических усилий для маневрирования машины. Летчики очень быстро оценили скоростные и пилотажные достоинства нового истребителя.

Як-3

Первые же бои Як-3 с немецкими истребителями показали явные преимущества новой советской машины. Даже в боях с легким немецким истребителем BF109g  наш Як-3 заходил ему в хвост уже с первого разворота вертикальной плоскости  и с 3-4 виражей по горизонтали.

Статистика указывает на общее подавляющее превосходство яковлевского истребителя над всеми типами боевых машин того времени. К концу 1944 года соотношение побед, одержанных советскими летчиками на истребителях Як-3 над немецкими пилотами, составляло 7 к 1.

Як-3 быстро завоевал любовь и уважение у наших союзников французских пилотов полка Нормандия-Неман. Французские летчики воевали на самолетах Як. Только за десятидневный период в октябре 1944 года эскадрилья свободной Франции Нормандия, воевавшая на русском фронте, по официальным данным сбила 119 немецких самолетов. Потери французов при этом составили два раненых пилота. Французские летчики, воевавшие на советско-германском фронте с 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года совершили более 5000 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и повредили 80 фашистских самолетов. По окончанию войны советское правительство передало Франции в качестве дара 41 истребитель Як-3.