www.Onthewing.ru - Советский палубный штурмовик Як-38

Советский палубный штурмовик Як-38

В 1950-е - 1960-е годы работы по самолетам с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) начались во многих странах мира, но до стадии серийного производства СВВП довели только в Великобритании и СССР.

В СССР работы в области СВВП перешли в практическую стадию в 1956 году — начались летные испытания экспериментального вертикально взлетающего аппарата «Турболет» конструкции А. Н. Рафаэлянца.

Следующим шагом к полноценному СВВП стал экспериментальный самолет Як-З6. Проектирование самолета началось согласно постановлению СМ СССР от 30 октября 1961 года, которое предусматривало разработку одноместного истребителя-бомбардировщика с двумя подъемно-маршевыми двигателями. Проектно-конструкторские работы по Як-36 начались в 1962 году. Силовая установка состояла из двух ТРД Р27-300 тягой по 5300 кгс, оснащенных поворотными насадками на соплах. Испытания Як-36 на режиме висения проводились в 1963 году (летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев), а в марте 1964-го летчик-испытатель В.Г Мухин выполнил на Як-36 первый полет по полному профилю - с вертикальным взлетом, горизонтальным полетом по-самолетному и вертикальной посадкой. Публичный показ Як-36 состоялся на авиационном параде в Домодедово в 1967 году.

Первый советский СВВП Як-36

ВВС заинтересованности в Як-36 не проявили. Объективно, Як-36 в силу неспособности нести сколь-нибудь существенную боевую нагрузку боевым самолетом стать не мог. Предложение А.С. Яковлева о постройке опытной серии из 10-12 машин поддержки «в верхах» не получило.

Успех или неуспех любого летательного аппарата во многом определяется силовой установкой. Поэтому А.С. Яковлев настаивал на создании нового подъемно-маршевого двигателя, но на его разработку с чистого листа требовалось несколько лет. Альтернативный вариант СВВП с комбинированной силовой установкой из одного подъемно-маршевого ТРД Р27В-300 и двух подъемных двигателей РД36-35ФВ предложила группа конструкторов яковлевской фирмы во главе с  С. П. Мордвиновым.
25 января 1968 года маршал авиации К. А. Вершинин утвердил тактико-технические требования к легкому штурмовику вертикального взлета и посадки Як-З6М. Самолет предназначался как для ВВС, так и для ВМФ, но вскоре единственной заинтересованной в самолете стороной остался флот. Государственные испытания морского Як-З6М проходили в ГНИКИ ВВС.

Стендовые испытания первого Як-З6М начались в апреле 1970 года, а в сентябре того же года на нем выполнили первое свободное висение (до этого висения отрабатывали на стенде - «на привязи»). Первый полет летчик-испытатель В.Г Мухин выполнил на втором опытном Як-З6М2 декабря 1970 года с выполнением взлета по-самолетному и укороченной посадкой. Первый полет по полному профилю с вертикальными взлетом и посадкой выполнил 25 февраля 1972 года летчик-испытатель М. С. Дексбах.

Для испытаний самолета на корабле командование ВМФ выделило противолодочный крейсер-вертолетоносец «Москва». Испытания на нем начались в ноябре 1972 года в Феодосийском заливе.

Взлетев утром 18 ноября с аэродрома Кировское, М. С. Дексбах выполнил посадку на палубу крейсера «Москва». По приказу командующего авиацией ВМФ маршала авиации И. И. Борзова в вахтенном журнале корабля была сделана запись: «День рождения палубной авиации». Первый полет по полному профилю с крейсера «Москва» М. С. Дексбах выполнил на Як-З6М 22 ноября 1972 года.

На вооружение самолет Як-З6М был принят под наименованием Як-38 в октябре 1976 года. Длительный период летных испытаний и доводки самолета объясняется, прежде всего, его новизной. В ходе испытаний не был потерян ни один опытный Як-З6М.

 

Конструкция

Одноместный легкий штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38 предназначен для поражения надводных и наземных целей днем в простых метеоусловиях и ведения визуальной разведки, самолет обладает ограниченными возможностями по уничтожению воздушных целей. Як-38 представляет собой цельнометаллический среднеплан нормальной аэродинамической схемы с комбинированной силовой установкой.

Як-38 из коллекции музея ВВС в Монино

Фюзеляж: состоит из носовой и хвостовой частей. В носовой части размещены отсеки оборудования, герметичная кабина, отсек подъемных двигателей, топливный бак и отсек подъемно-маршевого двигателя. В хвостовой части расположены поворотные насадки подъемно-маршевого двигателя и топливный бак.

Крыло: внешние секции стреловидного (стреловидность по передней кромке 45°) крыла с ярко выраженной отрицательной V-образностью (-6°) выполнены для удобства размещения на корабле складывающимися вверх. Неподвижная часть крыла снабжена щелевыми закрылками, имеющими два положения - 0° (убраны) и 35° (выпущены). Элероны установлены на складывающихся частях крыла.

Як-38 - консоли крыла в сложенном положении

Планер: самолета выполнен, главным образом, из алюминиевых сплавов. Хвостовое оперение включает киль с рулем направления и стабилизатор с рулями высоты.

Шасси: трехопорное, с носовой опорой полностью убирается в фюзеляж.

Все опоры шасси одноколесные. Для сокращения длины пробега в случае посадки по-самолетному используется тормозной парашют.